Слышали ли вы про ящик Скиннера?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Слышали ли вы про ящик Скиннера? Ну, тот самый, в котором полоумный гений ставил эксперименты над своей дочерью Деборой, а когда повзрослевшая дочурка попыталась засудить папашу и проиграла дело, то застрелилась? Если нет, то теперь слышали. Однако, что это был за ящик и откуда пошла эта история?

В психологической науке, как и везде, существует несколько исследовательских направлений. Одним из них является бихевиоризм, тесно связанный с именем его основателя — Берреса Фредерика Скиннера. Это был очень серьёзный тип из числа американских психологов, который заработал множество научных национальных наград, бывал на обложках журналов типа Time, имел репутацию одного из самых влиятельных психологов XX века и даже получил Шнобелевскую премию (уже посмертно) за эксперименты по использованию голубей для наведения на цель боевых ракет. И, что характерно, таки научил. Скандальный ящик же, который назвали в его честь, был лишь одним из его изобретений.

Отправной точкой бихевиоризма служит идея, что поведение животных и людей обусловлено результатом предшествующего воздействия окружающей среды через механизмы выработанных и врожденных рефлексов. Заявляя это, ?д?и?р?е?к?т?о?р? Скиннер пошёл куда дальше Павлова, который по сравнению с ним кажется играющимся с собачками любителем. Для своих опытов Скиннер придумал специальный ящик, благодаря которому мог со стороны наблюдать за тем, как формируется то, что в бихевиоризме называется классическим (выработкой безусловных рефлексов) и оперантным (научение на основе предыдущего опыта, чьё применение в поведении позволяет достигать цель) обусловливаниями.

С помощью этого ящика он многое узнал. Например, если крыса, посаженная в ящик, будет давить на педаль, а на пятом нажатии ей будут давать еду, то она очень быстро научится прожимать эту педаль пять раз. Меняя интервал выдачи корма (или, по-бихевиористски, выдачи "поведенческого подкрепления"), Скиннер через стеклянную стенку ящика мог чётко проследить за тем, как формируется оперантное поведение и как угасают реакции, если выдача корма приостанавливается. Он получил четкие количественные и проверяемые данные. Для психологии, даже современной, это очень большое достижение и неоспоримое достоинство бихевиористской концепции, которое попыталось сделать эту науку более строгой.

Экспериментируя с различными схемами подкрепления поведения, Скиннер практически не кормил своих крыс. Новая порция корма могла выдаваться сегодня с десятого раза, завтра – с третьего, а послезавтра – с шестидесятого. Но крысы упорно давили на педаль, ведь они уже точно знали, что пища в результате всё-таки поступает. Таким образом, поведенческий шаблон может сохраняться даже при условии нерегулярного подкрепления. Аналогия с человеческой деятельностью напрашивается сама собой: когда люди ввязываются в авантюры с сомнительным шансом на успех (например, спекуляции на бирже), так как пару раз им повезло и малочисленные, но яркие примеры успеха надолго закрепили определенную модель поведения.

Механизмы оперантного обусловливания работают и на людях. Более строгие примеры можно найти в профильных статьях, но лично мне понравилась история одной современной американской публицистки, которая отучила своего ребёнка плакать по ночам. Её дочурка, наученная тем, что если она заплачет, то к ней придут родители, чтобы приласкать, превратила свои капризы в дурную привычку. Женщина убедила мужа прибегнуть к теории Скиннера и создать строгую последовательность уменьшающегося подкрепления. В течение пяти дней родители приходили по ночам к дочке после её слёз, с каждым днём уменьшая время своего присутствия. На шестой день девчачьи слёзы прекратились и она стала спать беспробудным сном.

Сам Скиннер же, в основном, экспериментировал на животных. С помощью механизма оперантного обусловливания он научил подопытных птиц клевать виниловую пластинку, его последователи научили свинью пользоваться пылесосом, а кроликов — собирать встречающиеся на пути монетки и складывать их в копилку. Скиннера интересовали пределы его теории. Насколько сложные поведенческие шаблоны могут выработать столь глуповатые создания, как, например, голуби? Эти поиски и привели его к знаменитому голубиному проекту, который даже получал неплохое государственное финансирование. Голуби относительно неплохо справлялись с задачей корректировки выпущенной по цели ракеты, даже если цель перемещалась в пространстве. Научить голубя тыкать по монитору клювом на конкретный объект, чтобы он оставался в центре экрана захвата цели, оказалось несложным. Однако совершенствование более точных электронных систем наведения поставили на его проекте крест.

Если даже свинью можно научить пылесосить, а из голубя можно сделать боевого корректировщика, то представьте, чему можно научить человека? Американского психолога попрекают тем, что он пришёл к некой технократической антиутопии: у человека нет мыслей, нет внутренних переживаний, нет сознания, нет ничего, что принципиально отличало бы его от животного в когнитивном плане, разве что система передачи опыта от особи к особи у нас развита лучше. Бихевиористы отказались от таких понятий в психологии, поскольку их нельзя измерить объективно. Работать можно лишь с четко наблюдаемыми и проверяемыми поведенческими реакциями, где можно применять методы точных наук. "Проблема состоит не в том, думают ли машины, но в том, думают ли люди" (с).

На практике же Беррес Скиннер скорее был гуманистом. Если знать, как управлять людьми, можно построить не только мрачную антиутопию, но и общество всеобщего счастья, и наш герой был всецело за второе. Он считал, что возможности обучения человека практически безграничны, а его теория как раз и позволит раскрыть человеческий потенциал в полной мере. В своих книгах "Уолден-2" и "По ту сторону свободы и достоинства" психолог рассуждал об обществе, управляемом доброжелательными бихевиористами, которое использует знания о человеческом поведении для корректировки многих социальных и ментальных недугов, подобно тому, как многие бихевиористские практики и сейчас используются, например, для помощи душевнобольным людям типа поощрений за соблюдение рекомендаций врачей.

Впрочем, эти работы подверглись суровой критике, не только и не столько за утопизм (вполне справедливо), сколько за плевок в душу человеческому самолюбию. Вопрос существования свободы воли поднимался в литературных произведениях издревле, но теперь этот вопрос подняла сама наука, причём козыри были на стороне бихевиористов. Когда-то удар по самолюбию людей нанесла астрономия, сместив Землю с позиции центра Вселенной, вокруг которого вращаются другие астрономические объекты. В середине XX века очередной удар нанёс бихевиоризм, поставив под сомнение существование человеческого сознания. Для многих людей это было очень страшным откровением. Особенно для американцев, чья национальная идея завязана на человеческой свободе. Но да Бог с ними. Что там с ящиком и несчастной дочуркой?

Байка была столь популярна, что живой и здоровой дочери Скиннера пришлось лично опровергнуть эту выдумку в британской газете "Гардиан". Вероятно, её выдумал кто-то из недоброжелателей психолога, пытаясь изобразить Скиннера тем самым беспринципным технократом. Чудовищный "ящик Скиннера", в котором два года была "заточена" маленькая Дебора, на практике оказался всего лишь усовершенствованным манежем для ребёнка. Скиннер создал внутри "ящика" оптимальный микроклимат, с помощью термостата в нём поддерживалась постоянная температура, защищая девочку от опрелостей и насморка. Юную Дебору можно было не укутывать в пеленки, опасаясь, как бы она в них не задохнулась. Более того, обивка на стенках манежа была из влаго- и запаховпитывающей ткани, что сокращало время стирки для жены. Углы манежа тоже были обиты мягкой тканью, чтобы ребёнок не мог нанести себе ущерб при падении. Наконец, Дебора не жила в этом "ящике" безвылазно, а проводила там несколько часов в день, как и любой другой ребёнок в своём манеже.

Таким образом, ящик Скиннера, который он смастерил для дочери, характеризует его не как холодного и эксцентричного злого учёного, но как любящего отца и даже феминиста, который облегчил своей женщине уход за ребенком в условиях, когда одноразовых подгузников ещё не придумали, а стиральные машинки работали кое-как. Сам же Скиннер писал, что таким способом он хотел вырастить из дочери уверенного в себе человека, который будет считать что ему всё по плечу и такой взгляд на мир она пронесёт через всю свою жизнь.

Источник:

Слейтер Лорин - Открыть ящик Скиннера. АСТ, 2007 год.


Источник: vk.com

Комментарии: