О проблеме происхождения языка, о его свойствах и особенностях задумывались еще в античности |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-10-26 12:49 О проблеме происхождения языка, о его свойствах и особенностях задумывались еще в античности. Например, Аристотель считал, что «язык – это звук со смыслом». Р. Декарт в XVII выдвинул идею того, что способность правильно использовать язык является единственным достоверным признаком того, что некое существо обладает человеческим разумом. Проблема философии языка заострилась в начале ХХ века, но до сих пор ведутся активные споры о сути языка, его происхождения, о языке как феномене, который определяет мышление, а также, как он влияет на результаты познания человеком мира. Осмысление лингвистической картины мира началось в 1920-х годах с неогумбольдтианства (Б.Л. Уорф, Л. Вайсгербер и др.), концепции Э. Сепира, Э.Б. Уорфа, И.И. Мещанинова и аналитической философии (Р. Карнап, Дж. Остин, Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Серл, Л. Витгенштейн и др.). В идеях одних мыслителей язык выступает в качестве единственной реальности, другие же, наоборот, подвергают его реальность сомнению. Вот что пишут последние: «Язык существует только в индивидуальных «мозгах», только в психике индивидуальных особей, составляющих данное языковое общество». Стоит также упомянуть об экзистенциальной концепции М. Хайдеггера и его идеи о том, что язык не выходит к реальности, а все смыслы реальности исходят из нее. Он мистифицирует язык, провозглашает его «домом бытия» и приходит к выводу, что «это не мы говорим языком, а язык говорит нами». Здесь же справедливо будет отметить и замечание Сартра о том, что мы «являемся существами не столько говорящими, сколько говоримыми». Гречко В. А. указывает, что «Проблема языка и мышления включает изучение прежде всего взаимоотношения языковых единиц с формами чувственного и абстрактного мышления, закономерностей этого взаимоотношения, а также своеобразия вербального выражения мысли, различных психологических процессов, связанных с функционированием языка. Изучение взаимоотношения языка и мышления затрагивает и такую фундаментальную проблему, как происхождение языка. Область мышления шире области языка и сознания». Нельзя не упомянуть столь известного лингвиста, как Фердинанд де Соссюр. В своих работах, посвященных идеям структурализма, он отмечал, что «язык есть пучок различий», то есть язык не имеет в себе никаких иерархий – он структурирован одними соотнесениями знаков друг с другом в пределах системы. Согласно его философии, язык имеет несколько немаловажных аспектов, которые оказывают влияние на сознание и мышление человека. Для де Соссюра язык не определяется историей, не является организмом: «язык не есть организм, он не умирает сам по себе, он не растет и не стареет, то есть у него нет ни детства, ни зрелого возраста, ни старости, и, наконец, язык не рождается». Язык выступает средством взаимопонимания между говорящими, он носит социальный характер: "Язык социален, или он не существует. Язык, прежде чем он навязывается индивиду, должен получить санкцию коллектива". "Язык пребывает в коллективной душе". "Язык является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка". Такие методы структурализма как сегментации и классификации, претерпев некоторые изменения, были переняты у де Соссюра Н. Хомским. Последний нашел им применение в работах о поверхностной структуре языка. Согласно одной из его революционных идей является то, что формирование языка происходит не от звуков к словам и, далее, к предложениям, а, наоборот, от абстрактных синтаксических структур к фонетике. Также немаловажным отмеченным лингвистом аспектом является то, что язык нами используется в соответствии с заданной ситуацией. Индивид способен понимать — точно так же, как и создавать — предложения, которые ранее не слышал. Особое внимание стоит уделить гипотезе Сепира-Уорфа о лингвистической относительности. Язык, по мнению Уорфа, воплощает в себе «совокупность речевых моделей», то есть лингвистические системы оказывают значительное влияние на мировоззрение человека. Но в своих трудах Уорф отбрасывает объективную действительность, а мышление подчиняет языковым формам. Согласно Ю.М. Ломану мышление не могло возникнуть позже, чем язык, а скорее –одновременно по типу процесса-связки культурного взрыва. В связи с чем правильнее говорить о неотъемлемой связи языка и мышления, равно как связи мышления и культуры. Люди создают новые слова для обозначения категорий окружающего мира, это закрепляется в языке, а язык передается следующему поколению, как и культура, претерпевая изменения сродни эволюционным и оказывая вклинение на наше мировоззрение. Исследование проблемы взаимодействия языка и мышления в когнитивном аспекте позволяет сделать вывод о том, что, образуя диалектическое единство, язык и мышление не составляют тождества: их области хотя и пересекаются, но не совпадают. На данный момент нет единого мнения о природе происхождения языка и о том, как именно он формируется. Делитесь своим мнением и находками в комментариях. До новых встреч! Источник: vk.com Комментарии: |
|