Морфофункциональная организация речи /для психологов и педагогов/ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-10-01 11:59 Речь – специфическая особенность человека, отличающая его от других представителей животного мира. Слово – «сигнал сигналов» (по И.П.Павлову) заменяет собой конкретный раздражитель и позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов, явлений, мыслить абстрактными образами. Речь обычно определяют через её коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей. Благодаря системе словесных знаков (устных, письменных, кодовых) появилась возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на значительные расстояния, а также получать её из прошлого и передавать в будущее. Речь необходима человеку для полноценной жизни в социуме, поэтому в формировании речи большую роль играет речевое окружение и речевое общение. Ограничение, дефектное речевое окружение (глухонемые родители или родители с дефектами речи) или его отсутствие, когда ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого общества (дети - «Маугли») может быть одной из причин, нарушающих формирование речи ребенка. При освоении им речи происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Речь, психические функции, способности формируются у ребенка в процессе индивидуального развития при целенаправленном воспитании и обучении. Речь осуществляется системой органов, в которой различают центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) отделы речевого аппарата. Центральный отдел речевого аппарата располагается в головном мозге. Он включает в себя: корковые концы сенсорных систем (слуховой, зрительной, двигательной), корковые речевые центры, подкорковые отделы, изменяющие ритм, темп, выразительность речи, проводящие пути, ядра ствола и черепно-мозговые нервы, регулирующие деятельность периферического речевого аппарата (иннервируют дыхательные, голосовые и артикуляционные мышцы). Периферический речевой аппарата представлен дыхательным, голосовым и артикуляционным отделами, он обеспечивает образование звуков речи (фонацию) и их произношение (артикуляцию). В физиологическом плане речь является сложным рефлекторным актом, который осуществляется по механизму условных рефлексов. Формирование речи у ребенка происходит в первые три года жизни. Речь образуется на основе кинестетических раздражений (kinesis – движение, aesthesis – чувство), вызывающих возбуждение проприорецепторов речевой мускулатуры, мышц гортани, дыхательных мышц. Ребенок слушает произносимые слова, глядя на взрослого, имитирует движения губ, языка, пытается сам повторить эти слова. Информация от всех этих видов рецепторов поступает в соответствующие центры коры головного мозга – двигательный, зрительный и слуховой. Корковый конец слухового анализатора располагается в височных долях левого и правого полушарий, а корковый отдел двигательного анализатора – в передних центральных извилинах мозга, причем корковое представительство мускулатуры, обеспечивающей движения органов речи (челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани), находится в нижних отделах этих извилин. Корковый конец зрительного анализатора расположен в затылочной доле. При неоднократном произнесении слов между этими тремя центрами формируются условно-рефлекторные связи. В дальнейшем они обеспечивают нормальное развитие речевой функции. Таким образом, развитие речи связано с деятельностью слуховой, двигательной и зрительной сенсорных систем, но зрительная система имеет меньшее значение, нежели слуховая. Об этом свидетельствуют наблюдения над развитием речи у слепых детей, речь таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается нормально, без специальных занятий, по сравнению с детьми с пониженным слухом. Речь осуществляется с участием различных структур головного мозга, которые тесно связаны между собой и составляют единую функциональную систему. Но особую роль играют речевые центры коры головного мозга, они вносят существенный специфический вклад в осуществление речевой деятельности. Речевые центры расположены у правшей преимущественно в левом полушарии, у левшей (15%) – в правом полушарии. Моторный (двигательный) центр устной речи (центр Брока, назван в честь французского анатома, хирурга Поля Брока), расположен в основании нижней лобной извилины. Центр контролирует произвольные сокращения мышц периферических органов речи, гортани, обеспечивает голосовое воспроизведение слов. При его повреждении или заболевании развивается моторная афазия, человек понимает речь, но сам теряет способность говорить. У него нарушается анализ и синтез кинестетических сигналов, возникающих при произнесении слов, фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (губ, языка, открывание и закрывание рта, жевание, глотание), не нарушаются. Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику. Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи, что способствует развитию речи у детей. Двигательный центр письменной речи располагается в основании средней лобной извилины, обеспечивает произвольные движения, связанные с написанием букв и других знаков. Слуховой (сенсорный) центр речи (центр Вернике, назван в честь немецкого невропатолога, психиатра Карла Вернике) расположен в основании верхней височной извилины. Он обеспечивает анализ слышимых слов. При его повреждении или заболевании развивается сенсорная афазия, человек теряет способность на слух различать элементы речи (фонемы, слова), не понимает, что ему говорят, хотя острота слуха, способность различать неречевые звуки не нарушается. При этом нарушении сам он может говорить, излагать устно свои мысли. Важное отличие области Брока от области Вернике состоит в том, что первая отвечает за исходящий поток речи, а вторая – за входящий поток. Когда человек говорит или читает вслух, он прислушивается к произносимым собой звукам, чтобы убедиться в их правильности. Центр чтения письменной речи располагается на границе височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга, обеспечивает понимание написанного текста, предметов, чисел. Он формируется с развитием письменной речи, отсутствует у неграмотного человека. При его поражении или заболевании человек может свободно читать, но не понимает смысла написанного. Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей различные отделы центральной нервной системы. В настоящее время термин «моторная» речь, заменен термином «экспрессивная» речь, а «сенсорная» речь – «импрессивой» речью. Источник: vk.com Комментарии: |
|