История советских беспилотников. Часть 1: Довоенные разработки 1930-х годов |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-10-20 12:00 Двадцать первый век смело можно назвать веком дронов. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения, безэкипажные катера и небольшие корабли, способные выполнить самые разные задачи – от патрулирования до уничтожения мин и боевых пловцов, роботизированные танки и другая наземная техника давно стали реальностью. Потребность в БПЛА стала очевидной всем. Однако как зарождался этот вид вооружений? Мало кто знает, но весь спектр боевых БПЛА был создан и стоял на вооружении в СССР в 70-х – 80-х годах прошлого века. Более того, ранние экспериментальные разработки советских дронов проводились ещё в 30-е. Именно о них пойдет речь в первой части цикла Игоря Терехова про историю советских беспилотников. Идея беспилотного летательного аппарата родилась почти одновременно с самой военной авиацией. Хрупкость и низкая надежность ранних аэропланов, их уязвимость для неприятельского огня, примитивность парашютов – все это делало идею оставить пилота в безопасном тылу, а на его место в кабине посадить «расходный» и бесстрашный автомат, чрезвычайно привлекательной. В 1932 году Особое Техническое Бюро (Остехбюро) при Наркомате Вооружений РККА получило заказ на разработку системы дистанционного управления для существующих моделей самолетов. Инициатива принадлежала маршалу Тухачевскому. Рассматривались три основные идеи применения беспилотных машин: - Как обычный бомбардировщик, выполняющий на дистанционном управлении взлет, полет к цели, сброс бомбового груза и возвращение на базу – для ударов по объектам с мощной ПВО, создающей значительный риск для пилотируемых самолетов. - Как летающая бомба, начиненная большим зарядом взрывчатки, и сбрасываемая на цель – для поражения особо важных объектов. - Как маневрирующая мишень для обучения стрелков зенитной артиллерии. Первоначально, в качестве основного кандидата на перестройку в беспилотники рассматривался двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. Когда-то революционный – первый в мире серийный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан! – этот самолет, тем не менее, быстро устарел, вытесненный огромным четырехмоторным ТБ-3. Тем не менее, это все еще была вполне «убедительная» машина, с хорошей бомбовой нагрузкой и высокой (по меркам начала 30-ых) живучестью. Специально для него была разработана система телемеханического управления «Дедал». Она основывалась на тональной модуляции, командные сигналы задавались акустическими тонами, передаваемыми на выделенной несущей частоте. Нажимая кнопки на пульте управления, оператор на борту самолета подключал модулятор соответствующего акустического сигнала – к передатчику. На борту самолета-снаряда, принимаемый сигнал поступал в шифратор, состоявший из системы параллельных фильтров: каждый фильтр пропускал только какой-то определенный акустический тон. На выходе фильтра прошедший тональный сигнал создавал напряжение, замыкающее соответствующее фильтру исполнительное реле, тем самым приводя в действие нужные исполнительные механизмы. Всего система «Дедал» могла передавать и распознавать 16 отдельных акустических тонов, что соответствовало 16 командам. В список команд входили повороты по курсу и тангажу, управление креном, установка высоты и скорости полета. Уникальной и очень прогрессивной деталью была система автоматической посадки, разработанная Р.Г. Чачикяном в 1934 году. Для посадки телемеханический самолет рядом с аэродромом выводился оператором на нужный курс и снижался до высоты 180-220 метров. После этого оператор командой передавал управление автомату. Автомат плавно опускал самолет на скорости около 130 км/ч, удерживая его на курсе при постоянном угле атаки и постоянной мощности двигателей. Вооружению телемеханических самолетов поначалу не уделялось особого внимания, поскольку предполагалось, что они будут использовать обычные авиабомбы. Тогда их применение еще рассматривалось в первую очередь как многоразовых беспилотных бомбардировщиков. Однако по мере развития проекта стало ясно, что обычное бомбометание с беспилотника малоэффективно: оператору, наблюдающему за телеуправляемым самолетом со стороны, очень трудно определить его точное положение и динамику относительно цели. Поэтому в дальнейшем основной интерес сместился к использованию телемеханических самолетов как «летающих бомб», снаряженных мощным зарядом взрывчатки и падающих на цель вместе с ней. Такая тактика, хотя и влекла за собой неминуемую потерю самолета-снаряда, была намного более эффективной. Во-первых, прицеливание для оператора упростилось до «удерживать летающую бомбу на линии визирования цели». Во-вторых, точность такого удара была намного выше, чем при обычном сбросе бомб с высоты В-третьих, отпадала необходимость вести телемеханический самолет обратно – что для многоразового беспилотника было значительной головной болью. Таким образом, мы узнали, что первые беспилотники разрабатывались в СССР ещё в 30-е годы. Они были сконструированы на базе самолётов ТБ-1 и ТБ-3. Управлялись они с помощью дистанционной системы «Дедал». В качестве вооружения несли взрывчатку. В следующей части мы поговорим об испытаниях этих беспилотников. Текст: Игорь Терехов Источник: vk.com Комментарии: |
|