Для участников Вебинара "Ленивый дурак"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Друзья, я уже не в первый раз пытаюсь донести мысль, что самые странные вещи могут быть предметом научного изучения. Многие люди в сети любят жаловаться на заговор ученых, которые не хотят видеть каких-то важных вещей, вроде особых умений или технологий древности...

Им, похоже, нравится не то, чем владели предки, а жаловаться и искать виноватых. Хотите, так начнете научное изучение любой темы сами. Как пример выкладываю основы того, как можно научно изучать такую ненаучную тему, как дурак и ленивый дурак.

Уж куда, вроде бы, дальше от науки. Однако, современная наука хороший и развитой инструмент. И мы подберемся к дураку через то, как его видит языковедение в рамках Языковой картины человека. Картина человека в языке - тоже инструмент, но как много он дает для понимания!

Языковая картина человека

Последнее время в рамках этнолингвистики мощно развивается направление, называющееся языковой картиной мира. Корни этого направления языковедения уходят в труды Вильгельма фон Гумбольдта, а само название было введено неогумбольдтианцем Лео Вайсгербером в тридцатых годах прошлого века.

В России это направление развивала школа академика Ю.Д.Апресяна, который ввел понятия «наивной картины мира» и «наивной картины человека». Наивность этих картин была условной, и термин должен был лишь подчеркнуть, что эти картины родились в рамках живого языка, а не в кабинетах лингвистов.

Работа над наивной картиной человека началась в России еще в пятидесятые годы и велась в семантических и семиотических школах, вроде Московско-Тартусского семантического кружка, как попытка соответствовать вызову времени, требующему создать возможность для машинного перевода живого языка.

Машинный перевод разработан не был, но в работах девяностых – начала двухтысячных годов последователи Апресяна создали весьма углубленное описание человека по народным представлениям. Однозначно, это описание далеко не полно, но работа продолжается. Что можно сказать о народных представлениях?

Русский язык хранит огромное количество следов прежней картины мира в представлениях человека. Сначала христианство, а затем наука отменили мифологическую картину мира. А с ней и ту народную антропологию, которая собиралась по крупицам тысячелетия, и до сих пор роднит нас с другими индоевропейскими народами. Впрочем, собиралась ли эта картина в наблюдениях или однажды, во время Оно, была дана человеку готовой, я судить не в силах…

В этой мифологической картине человека неоднократно менялись знаки, и то, что считалось когда-то божественным, становилось профанным, а затем и вовсе падало в самый низ языкового пространства, причисляясь к вульгарной или даже табуированной лексике. Тем не менее, это на удивление точный и, главное, действенный язык, способный объяснить многие из тех странностей, которые психофизиология обходит молчанием как неудобные вопросы.

Надо признать: современная научная картина человека вовсе не так уж научна по своей сути. Она однозначно научна по принадлежности правящему научному сообществу, которое и зовется Наукой. Но в этом случае наука – это не поиск истины, а мнение тех, кто сегодня наверху. То есть вульгарных материалистов, считающих, что ничего, кроме вещества не существует. Именно как вещество и понимает материю научная психофизиология.

Физика в этом уже сомневается, но физиолог физики не знает, да и не хочет знать, потому что все эти современные физические гипотезы не просто разрушают привычную картину, они лишают физиолога покоя и вынуждают что-то делать, а делать ничего не хочется…

Тем не менее, люди раз за разом налетают на какие-то вопросы, которые из правящей научной картины не объясняются. Я уж не говорю о множестве случаев клинических смертей, после которых люди возвращались к жизни и рассказывали о своем опыте. Как не говорю и о прямых выходах из тела, которые происходили случайно или совершались определенным усилием.

Это довольно крупные события в жизни, которые способны перевернуть все мировоззрение человека. Как явление Христа апостолу Павлу заставило того уверовать, так и явление домового или лешего должно изменить все и разрушить научную картину мира в ее жесткой материалистической части.

Но есть много более мелких вещей, которые требуют объяснения и не объясняются, даже не могут быть объяснены научной психофизиологией. К примеру, как объяснить, что человеку во сне или даже наяву вдруг является видение близкого человека, а на следующий день становится известно, что человек умер как раз в это время? Или как объяснить, как мы чувствуем пристальный взгляд спиной? И что за волосы встают дыбом на теле, когда мы чуем дух опасности? Что за странный холодок пробегает по телу перед тем, как ты замечаешь призрак?

Не счесть вопросов в опыте человечества, и потому наука может их спокойно игнорировать: все равно на все не ответить, так стоит ли рваться. Главное – удержать власть, не упустить правящего положения в мире.

Но я пишу не для правящего научного сообщества, а для тех людей, кто действительно хочет понять себя и происходящее с нами. И тут древняя картина человека частенько оказывается более подходящей для понимания. Особенно в отношении таких древних структур сознания, как разум и та его часть, что мы зовем дураком.

Итак, мы не в силах объяснить многие странности русского языка, исходя из научных представлений или здравого смысла. Но стоит подставить в качестве объяснительного принципа народную картину человека, как эти странности сливаются в некий цельный образ, вполне гармонично использующий их все.

К примеру, многие вульгарные или даже табуированные в современном литературном языке выражения оказываются описаниями этого самого устройства разума. Вот такая странность!


Источник: vk.com

Комментарии: