Битва века: человек vs ИИ. Мы начинаем и… проигрываем?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В январе 2024 г. Риэ Кудан получила премию Рюноскэ Акутагавы за роман «Токийская башня сострадания», часть текста которого была сгенерирована ChatGPT. Это поставило под сомнение традиционные представления об авторстве и творчестве как сакральном действии. Человек больше не Мастер? Или Мастер теперь… не человек?

Склоняя голову перед могуществом Искусственного Интеллекта, мы признаем не только его техническое, но теперь уже и творческое превосходство?

Стоит отметить, что проблема «сложных взаимоотношений» произведения, читателя и писателя не нова в критической литературе. Так, Ролан Барт в эссе «Смерть автора» еще в 1967 г. призывает «избавить текст от тирании творца», утверждая, что написанное и его создатель не имеют отношения друг другу (Барт Р.,1994, 384). Читатель должен, по его мнению, воспринимать текст «отдельно от автора», его мировоззрения и фактов биографии.

В XXI в. «творение» еще больше дистанцируется от своего «творца». В виртуальном пространстве с помощью ИИ создается большое количество информирующих, но обезличенных текстов.

Генераторская стилистика становится перспективной и в то же время опасной и даже пугающей областью исследования новой языковой реальности, меняя представления об оригинальности, таланте, авторстве (Тошович Б, 2018). Подчеркнем, что жюри назвало произведение Риэ Кудан, созданное на 5% нейросетью, «почти безупречным» и сохранилo за ней победу в литературном конкурсе.

Это заставляет задуматься над острыми этико-философскими вопросами: какова «гуманитарная структура» таких текстов, которая, по мнению Ст. Гайда, должна быть стержнем творческого процесса. Кто их придумывает? Программа или Программист? А писатель? Его в парадигме реализации мультимедийных технологий нет. Он… не нужен!

Тут уже можно говорить не только о «смерти автора». М. Макклюэн, отмечая растущие возможности ИИ, прогнозирует «смерть языка» (!) и передачу информации напрямую, без барьера вербального кода (М. Макклюэн, 2007).

Да и сам текст в цифровом пространстве представляет собой сложную поликодовую систему, где слово не является знаком, передающим основную информацию. Современные ИКТ погружают нас в сверхтекст, интертекст, метатекст, квазигипертекст, креолизованный текст, гипертекст, кибертекст. Меняют традиционные подходы к чтению, пониманию сущности творческого процесса, формируя новые формы взаимодействия со словом. Понятие «Автор» становится «относительным», коллективным и даже «спорным».

ИИ предлагает почти безграничные возможности для творчества. Но тогда почему в системе координат Новой Цифровой Реальности Человек-творец уже не актуален?


Источник: vk.com

Комментарии: