"Аналитическая заметка: Диагноз Джунейда"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-10-20 12:30

Психология

Одним из самых главных дискуссионных вопросов с самого начала сериала "Красные бутоны" был диагноз персонажа Джунейда. Очевидно, что таким образом сценаристы задействовали одну из тактик по удержанию зрителя в бесконечном напряжении над разгадкой истины, что, по - своему, правильно, так как поддерживает ключевой интерес аудитории к художественному произведению. 

Во время обсуждения начальных серий 1-го сезона "твиттерские специалисты" выявляли у Джунейда даже "аутизм", по причине того, что парень, изначально, не поддерживал зрительный контакт с собеседником, и подолгу молчал. Но когда с мнимым аутизмом "оказалось - показалось", стали появляться куда более изощренные версии, в частности, "шизофрения", в виду восприятия коротких эпизодов болезненных воспоминаний парня как острых галлюцинаций, хотя то были лишь реальные "триггеры" из детства, и кошмарные сны, не более. Благо, далее сценарист уже раскрыл все карты, и Левент продиагностировал у парня "обсессивно-компульсивное расстройство"(ОКР). А если говорить более конкретно и точно - "телесно-ориентированное (сфокусированное) повторяющееся поведенческое расстройство", из группы "фобических расстройств",  основой которых является патологический страх прикосновений людей. Но едва ли Левент упоминал данный диагноз точечно, скорее, просто обходился обобщенной формулировкой "ОКР" на более доступном языке...И это "обобщенность" формулировок Левента, без конкретики диагноза, создало некий бум в сетях и во втором сезоне сериала, после упоминания психиатром диагноза "диссоциативное расстройство", который некоторые соотнесли лишь к пресловутому "раздвоению личности".

Однако, есть разница между "диссоциативным расстройством ЛИЧНОСТИ" и "диссоциативным расстройством ИДЕНТИЧНОСТИ" - последний и называют  "раздвоением личности", или "расстройством множественной личности", тогда как первое название подразумевает под собой ОБОБЩЕНИЕ целого ряда заболеваний, которые сопровождаются нарушениями различных психических функций человека и уходом от реальности.

При "диссоциативном расстройстве идентичности" (раздвоение личности) у пациента непременно должны быть продиагностированы как минимум две значительно различимых "личностей" внутри, каждая из которых имеет своё отличительное восприятие мира, свои увлечения, собственную речь, тембр голоса, мимику, жестикуляцию, и т.д. и эти идентичности должны попеременно захватывать контроль над сознанием человека (т.е. он переключается с одной личности на другую, и не помнит вторую).

В последней серии сезона стало ещё более очевидно, что подобную характеристику невозможно отнести к Джунейду-Левенту. Новый "Левент" это всё тот же Джунейд, с его речью, с его умственными способностями, теми же увлечениями (книги, библиотека, философские беседы), практически с тем же стилем одежды и поведением. Про "раздвоение личности" можно было бы сказать, если бы Джунейд "присвоил" себе жизнь Левента - стал бы считать себя "доктором", одевался бы в костюмы, вёл активную светскую жизнь, употреблял алкоголь в барах, стал убежденным "кемалистом", в конце концов. Либо, если бы в Джунейде зародилась личность того  самого 5-летнего ребёнка, винящего себя в гибели матери - всё это к примеру классического проявления диагноза, если бы у Джунейда был таковой. Имя "Левент", которое Джунейд себе присвоил, ни что иное, как лазейка его  сознания, либо бессознательная зацепка, которая поможет ему "вернуться" обратно, и не потерять себя полностью, т.к. в его неосознаваемом восприятии Левент - доктор, который ранее помогал его психике "справиться" (ровно как и имя "Зейнеп" было вытеснено психикой в подсознание, но при его упоминании двери в бессознательное открылись, и Джунейд-Левент вспомнил место, которое ассоциируется у него с этим именем - их дом).

Второй момент, отвергающий диагноз "множественное расстройство личности" - это абсолютная адекватность, сдержанность образа Джунейда-Левента, тогда как "новая личность" при раздвоении является патологическим образом и характеризуется вызывающим, отличным от нормального поведением. Единственное "новообразование" которое приобрёл Джунейд - это немножко более свободный стиль поведения, общения, из-за отсутствия "депрессивных" зажимов, и воспоминаний о  психологической травме.

И третий ключевой момент, отвергающий диагноз "раздвоение личности" это наличие зрительных галлюцинаций, которые  практически полностью отсутствуют при "расстройстве идентичности", так как нет  необходимости во "внешнем голосе", потому что "диалог" между собой итак ведут разные личности внутри человека. К тому же, что делает мама Джунейда в жизни нового "Левента", если этот "Левент" некая другая личность внутри него, и не должен помнить об особенностях жизни самого Джунейда? Поэтому, однозначно, что диагноз "расстройство множественной личности" здесь неуместен совершенно, и вряд ли сценаристы, которых консультируют специалисты в области психиатрии его включат далее, ибо это нелогично.

В общей группе "диссоциативных расстройств", помимо "расстройства идентичности", находятся и такие заболевания, как: "диссоциативная амнезия", "диссоциативная фуга", "диссоциативный ступор", "состояние диссоциативной анестезии" и другие. Если смотреть на симптоматику Джунейда, и на причинно-следственные связи, которые привели к его расстройству, то тут больше выделяется понятие "диссоциативное бегство" (в некоторой научной литературе "фуга", или подвид "диссоциативной амнезии"), поскольку Джунейд пытается подсознательно убежать от прошлой жизни, спрятаться от страданий, травмирующей обстановки, которую он "не вывозит", а также от чувства вины, внутреннего конфликта, и ощущения немощности.Мы можем даже сказать, что это близко к примеру той же "генерализированной амнезии", когда пациенты забывают свои личные данные, биографию, однако там может присутвовать органическая причина, а тут, скорее, психогенная. В любом случаи, болезнь, слава Всевышнему, обратимая, однако, "больной" непременно должен находиться под постоянным наблюдением, поскольку неизвестно, когда именно по времени "вытесненная память" начнёт возвращаться, и это чревато опасными последствиями возвращения в исходное, травмированное состояние (риск суицида, или новое расстройство на фоне "шока").

Надо учесть, что такие "диссоциации" происходят даже у вполне психических здоровых людей при сильном стрессе, и вполне обратимы. Однако, "сирота Джунейд" это парень, чья психика претерпевала урон на протяжении без малого 20 лет, с момента смерти матери - кошмарные сны, вытесненные воспоминания о прошлом, триггерные приступы, разрастающееся ОКР,  депрессия, одиночество... Поэтому очень циничны утверждения некоторых зрителей сериала о том, что Джунейд недостаточно страдал в прошлом или мало страдает в своей "новой жизни", тогда как потеря памяти это тоже ощущение "полого мозга", дискомфорта от недостающего пазла в восприятии жизни, из-за забвение себя и близких, как "фантомная заноза" в теле. И этот экзистенциальный крик Джунейда Лукману на его претензию с вопросом кем он является: "Я не знаю, не знаю!", является как раз таки отражением сути этой человеческой трагедии. Вот почему, с точки зрения любого специалиста, не проникнуться историей Джунейда невозможно, и то, что происходило и происходит с ним куда страшнее иных обстоятельств, поскольку речь о муках разума...Точно так же, трудно понять и  обвинения в "клишированности" темы памяти Джунейда, поскольку он в этой истории как раз таки человек изначально с "вытесненными" воспоминаниями из детства, т.е. это не "внезапное" новообразование сценария.

Думаю, в теме диагноза Джунейда, зрителей немного запутала и вступительная речь Левента в начале сезона о том, что всплывшая "правда" о смерти матери, может довести Джунейда до суицидальных мыслей, или развить у него нечто серьёзное, вплоть до "острого психоза" или "кататонии". Джунейд действительно пытался "покончить с собой" на акведуке, а после, у него развилось нечто похожее скорее на "кататонический синдром", судя по триаде характеристик - двигательные нарушения, дезориентация в пространстве и времени, и галлюцинации.

В конечной внутренней борьбе с играми своего "воспаленного разума", психика  страдающего Джунейда и попыталась его спасти от более необратимых и серьёзных заболеваний, "отключив" и вытеснив всё травмирующее сознание, как и 20 лет назад, чтобы выжить и не сойти с ума... Вот почему, Джунейд, на самом деле, в этом плане эмоционально сильнее многих персонажей,  ибо сознанию никого из них не пришлось бороться с настолько серьёзным расстройством.

Поэтому "самозабвение" в этом случае меньшее из зол, что могло произойти с Джунейдом, и даже этого можно было избежать, если бы Левент не упустил парня из вида, когда тот приполз к его дому в поисках спасения. А в конце его одинокое сознание уже не нашло иного выхода, кроме как спрятаться в "бессознательном"...Тут невозможно не упомянуть и об ошибке  Левента ещё в 1 сезоне, когда он начал с Джунейдом сеанс "регрессивного гипноза", но не продолжил его, тогда как обязан был довести курс до конца, и коснуться сути "травмы" Джунейда, раз воспоминания начинали всплывать наружу. Тогда бы садист Вахит не сумел ударить сына под дых внезапным "раскрытием правды". Джунейд бы вспомнил всё сам на сеансе, и смог бы пережить приступ под наблюдением врача, без тех последствий,  которые происходят сейчас. Благо, Левент сам осознал, что в погоне "помощи всем", он забыл о своём пациенте, и фактически оставил его без необходимой помощи. Очень надеюсь, что впредь им не будет допущена та же ошибка.

В произошедшем с Джунейдом и его матерью Гюльайше, для меня всё так же неоднозначно, как и ранее. Это та история, где до сих пор вопросов больше, чем ответов, и я жду когда сценарист начнёт открывать "двери" прошлого, и показывать, что и как там происходило на самом деле, потому что это тоже необходимое  составляющее процесса исцеления Джунейда. В парке у качель Джунейд выражал Зейнеп мысль, что "спас маму", хотел освободить её, поэтому "убил". Т.е. он понимает, что будучи ребёнком пытался помочь маме не страдать, но от этого его боль не проходит, и чувство вины не утихает. Здесь важно отметить, что фраза "прыгай мама" могла быть лишь в цепочке событий, и не обязательно конечно-связанной с трагедий, чтобы стать "триггерной" для сознания ребёнка. Отдельно отмечу, что на  мгновение, показалось, будто бы образ "Гюльайше", увлекшийся мистицизмом Неджати, в некоторых эпизодах представляет не только как часть разума Джунейда, но и как душу его матери, которая реально пытается спасти сына от возвращения в дергях, от попадания на глаза хладнокровному убийце Вахиту или его людям, которые могут навредить. Посмотрим далее, что за всем этим прячется.

Отдельно выделю эпизоды с Мирой. Тут можно включить только цитату: "Понять можно всё, но принять - нет!". Привязанность к Джунейду понять можно, интерес к нему тоже, ибо Джунейд в принципе не оставлял равнодушным никого, кто знакомился с ним. Понятно и то, что он единственный, кто остался в её жизни, после смерти матери, ухода в секту Джана, и разрыва отношений с Зейнеп... Будто бы вначале в Мире был лишь  интерес, что все находят такого в Джунейде, что очаровываются им, и потом не могут его оставить, а потом она ощутила это его необъяснимое воздействие на себе, и сама не захотела отпускать, хотя и чувствовала вину за это, которую старалась приглушить покупкой для него "десертов", то бишь, заботой. Кажется первое осознание, что Джунейд как и ранее не видит в ней ничего, кроме одинокой девушки, потерявшей маму, и относится к ней не более чем старший брат, пришло к ней тогда на крыше, и после этого она решила рассказать о Джунейде  хотя бы отцу. И по настоящему её замучала совесть, только когда Мира поняла, что, оказывается,  разлучила целую "семью", в Джунейда, Зейнеп, и их "дочери". Трудно принять столь эгоцентричный и попустительский поступок, когда речь шла как минимум о ментальном здоровье парня, который в любой момент мог "прийти в себя" и совершить с собой нечто ужасное, лишить себя жизни. И именно здесь у Левента, как у врача, должна была быть более строгая и непримиримая позиция к поступку дочери, когда он всё узнал.

P.s. Однако, я нахожусь в такой же непримиримой позиции к тем, кто считал возможные чувства Миры к Джунейду нечто аморальным, но в то же время, находил  романтичным и даже интересным "симпатию" Вахита к Зейнеп, что по своей природе явление куда более отвратительное и противоестественное - желать возлюбленную родного сына, его "вчерашнюю"супругу. Уж простите, этот сущий алогизм ужасен даже для двойных стандартов...


Источник: vk.com

Комментарии: