Акустико-мнестическая афазия. ее связь с нарушениями памяти |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-10-11 12:04 Друзья, уж очень много в последнее время запросов и обсуждений на тему: «Акустико-мнестическая афазия. Ее связь с нарушениями памяти». Поэтому я решила немного пояснить основные моменты и выделить главные ошибки, допускаемые специалистами. Начну с общих сведений о мнестической деятельности. Память - способность мозга запечатлять, сохранять и воспроизводить следы прошлого опыта. Если углубиться, то «память» не совсем верный термин, наиболее точное определение этого сложного психического процесса — мнестическая деятельность. А.Р. Лурия писал о том, что деятельность, направленная на запоминание, удержание и воспроизведение материала, называется мнестической. В обеспечении мнестических функций принимают участие все три функциональных блока мозга. Как и любая деятельность, процесс памяти включает в себя стадии: - мотива, - программирования, - приемов запоминания материала, - контроля за протекаемой деятельностью. Необходимо понимать, что далеко не вся информация будет откладываться в виде следов долговременной памяти. На процесс усвоения и запоминания материала влияют: - врожденные способности (преобладание типа памяти: зрительной, слуховой, двигательной), - семантическая организация материала, - неоконченные действия и незавершенные дела. Если человек не удерживает нужный объем информации, о чем это говорит? Например, о слабости следов или их торможении побочными раздражителями. Трудности воспроизведения материала зависят также от его объема и сложности. Различают модально-неспецифические (проблемы запоминания текущих событий) и модально-специфические (реагируют на узконаправленные признаки) нарушения. Теперь давайте рассмотрим речевые нарушения (акустико-мнестическая афазия). Область поражения: кора второй височной извилины левого полушария (преимущественно у правшей). Коллеги, я не просто так подробно указала очаг. Если вспомнить анатомию и физиологию, то сразу обращает на себя внимание связь очага при акустико-мнестической афазии со зрительным и слуховым анализатором; лимбической областью. А что это значит?! Читаем далее. При акустико-мнестической афазии мы имеем дело с несколькими механизмами (причинами) нарушений: 1. Сужение слухоречевого восприятия. 2. Нарушение предметного образа - представления. 3. Пояснения про память вынесу отдельно. Какая именно память нарушается при акустико-мнестической афазии? Этот вопрос вызывает недоумение у большинства коллег. А я отвечу- не просто слухоречевая (модально-специфическая). Данный ответ неверный. Страдает звено ИКОНИЧЕСКОЙ (СЕНСОРНОЙ) ПАМЯТИ — это более ранняя стадия кратковременной памяти! Исходя из факторов, ?????в клинической картине пациента с акустико-мнестической афазией отмечается негрубое нарушение импрессивной речи, трудности номинативной функции (вербальные замены), расстройства вычленения существенных признаков объектов, отчуждение значения слова (при верном повторении), в основе которого лежат дефекты нужных образов, их чувственной основы и речевой организации. Коллеги, почувствовали разницу?? Дефекты речи при акустико-мнестической афазии наступают при увеличении объема вербальной информации. Следы ФИКСИРУЮТСЯ, но НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ, а как бы «ЗАБИВАЮТСЯ» последующей информацией. И это совсем не про расстройства вербальной памяти. Нарушения которой возникают при любой посторонней деятельности. Как это проверить? Да очень просто. Если перед нами пациент с афазией, то уменьшение объема одновременно подаваемой информации, приведет к правильному повторению. Поэтому проба "10 слов" (которой специалисты так любят «мерять» акустико-мнестическую афазию), не является информативной. Важно! Не начинать работать с восстановления памяти, если у пациента отмечаются симптомы акустико-мнестической афазии! Патология не этого процесса важна на первых стадиях. Пока мы не разберемся с нарушением гностической основы речи, восстановление других ВПФ не даст нужного эффекта. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Когда специалист пишет о том, что память при акустико-мнестической афазии нарушена, я задаюсь вопросом: как же дифференцировать дисфункции вербальной памяти, не входящие в синдром афазии, от расстройств, которые в него входят? Ведь даже пробы для исследования (на первый взгляд) применяются одинаковые. Большинство коллег не обращает внимание на наличие общемозговых/«подкорковых» факторов. При поражении которых возникают колебания произвольной деятельности в целом, замедление/ускорение ее темпа. Не говорю уж про то, что снижение памяти появляются не только при патологическом старении, но и при нормальном (физиологическом). Специалисты, обращающиеся ко мне за супервизией с запросом "как восстановить память при акустико-мнестической афазии?", постепенно отвечают на следующие вопросы: - анамнез, - диагностические пробы, которые использовались, - особенности их выполнения, - как именно проявляются мнестические нарушения, - вводилась ли интерференция, - присутствует ли устойчивость следов памяти к «помехам», - где произошла «поломка»: на уровне мотива, программирования, контроля, - наблюдается ли компенсация дефектов путем смысловой организации материала, если нет, то какие ошибки выявляются, - особенности экспрессивной и импрессивной речи, - какие гностические трудности испытывает пациент, - помогает ли подсказка в назывании и тд. И только после качественного разбора конкретного случая, мы можем вынести заключение и составить программу реабилитации. Вот такая у меня мини-лекция получилась! Рада, если дочитали размышлизмы до конца)) И они были полезными! Источник: vk.com Комментарии: |
|