Акустико-мнестическая афазия. ее связь с нарушениями памяти

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-10-11 12:04

память

Друзья, уж очень много в последнее время запросов и обсуждений на тему: «Акустико-мнестическая афазия. Ее связь с нарушениями памяти». Поэтому я решила немного пояснить основные моменты и выделить главные ошибки, допускаемые специалистами.

Начну с общих сведений о мнестической деятельности.

Память - способность мозга запечатлять, сохранять и воспроизводить следы прошлого опыта.

Если углубиться, то «память» не совсем верный термин, наиболее точное определение этого сложного психического процесса — мнестическая деятельность. А.Р. Лурия писал о том, что деятельность, направленная на запоминание, удержание и воспроизведение материала, называется мнестической.

В обеспечении мнестических функций принимают участие все три функциональных блока мозга.

Как и любая деятельность, процесс памяти включает в себя стадии:

- мотива,

- программирования,

- приемов запоминания материала,

- контроля за протекаемой деятельностью.

Необходимо понимать, что далеко не вся информация будет откладываться в виде следов долговременной памяти. На процесс усвоения и запоминания материала влияют:

- врожденные способности (преобладание типа памяти: зрительной, слуховой, двигательной),

- семантическая организация материала,

- неоконченные действия и незавершенные дела.

Если человек не удерживает нужный объем информации, о чем это говорит? Например, о слабости следов или их торможении побочными раздражителями. Трудности воспроизведения материала зависят также от его объема и сложности. Различают модально-неспецифические (проблемы запоминания текущих событий) и модально-специфические (реагируют на узконаправленные признаки) нарушения.

Теперь давайте рассмотрим речевые нарушения (акустико-мнестическая афазия).

Область поражения: кора второй височной извилины левого полушария (преимущественно у правшей).

Коллеги, я не просто так подробно указала очаг. Если вспомнить анатомию и физиологию, то сразу обращает на себя внимание связь очага при акустико-мнестической афазии со зрительным и слуховым анализатором; лимбической областью.

А что это значит?! Читаем далее.

При акустико-мнестической афазии мы имеем дело с несколькими механизмами (причинами) нарушений:

1. Сужение слухоречевого восприятия.

2. Нарушение предметного образа - представления.

3. Пояснения про память вынесу отдельно.

Какая именно память нарушается при акустико-мнестической афазии? Этот вопрос вызывает недоумение у большинства коллег. А я отвечу- не просто слухоречевая (модально-специфическая). Данный ответ неверный. Страдает звено ИКОНИЧЕСКОЙ (СЕНСОРНОЙ) ПАМЯТИ — это более ранняя стадия кратковременной памяти!

Исходя из факторов, ?????в клинической картине пациента с акустико-мнестической афазией отмечается негрубое нарушение импрессивной речи, трудности номинативной функции (вербальные замены), расстройства вычленения существенных признаков объектов, отчуждение значения слова (при верном повторении), в основе которого лежат дефекты нужных образов, их чувственной основы и речевой организации.

Коллеги, почувствовали разницу??

Дефекты речи при акустико-мнестической афазии наступают при увеличении объема вербальной информации. Следы ФИКСИРУЮТСЯ, но НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ, а как бы «ЗАБИВАЮТСЯ» последующей информацией. И это совсем не про расстройства вербальной памяти. Нарушения которой возникают при любой посторонней деятельности. Как это проверить? Да очень просто. Если перед нами пациент с афазией, то уменьшение объема одновременно подаваемой информации, приведет к правильному повторению. Поэтому проба "10 слов" (которой специалисты так любят «мерять» акустико-мнестическую афазию), не является информативной.

Важно!

Не начинать работать с восстановления памяти, если у пациента отмечаются симптомы акустико-мнестической афазии! Патология не этого процесса важна на первых стадиях. Пока мы не разберемся с нарушением гностической основы речи, восстановление других ВПФ не даст нужного эффекта.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание.

Когда специалист пишет о том, что память при акустико-мнестической афазии нарушена, я задаюсь вопросом: как же дифференцировать дисфункции вербальной памяти, не входящие в синдром афазии, от расстройств, которые в него входят? Ведь даже пробы для исследования (на первый взгляд) применяются одинаковые. Большинство коллег не обращает внимание на наличие общемозговых/«подкорковых» факторов. При поражении которых возникают колебания произвольной деятельности в целом, замедление/ускорение ее темпа. Не говорю уж про то, что снижение памяти появляются не только при патологическом старении, но и при нормальном (физиологическом). Специалисты, обращающиеся ко мне за супервизией с запросом "как восстановить память при акустико-мнестической афазии?", постепенно отвечают на следующие вопросы:

- анамнез,

- диагностические пробы, которые использовались,

- особенности их выполнения,

- как именно проявляются мнестические нарушения,

- вводилась ли интерференция,

- присутствует ли устойчивость следов памяти к «помехам»,

- где произошла «поломка»: на уровне мотива, программирования, контроля,

- наблюдается ли компенсация дефектов путем смысловой организации материала, если нет, то какие ошибки выявляются,

- особенности экспрессивной и импрессивной речи,

- какие гностические трудности испытывает пациент,

- помогает ли подсказка в назывании и тд.

И только после качественного разбора конкретного случая, мы можем вынести заключение и составить программу реабилитации.

Вот такая у меня мини-лекция получилась!

Рада, если дочитали размышлизмы до конца))

И они были полезными!


Источник: vk.com

Комментарии: