Уже много лет, когда кто-то говорит мне, что собирается заниматься лингвистикой

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-09-12 12:30

лингвистика

Уже много лет, когда кто-то говорит мне, что собирается заниматься лингвистикой, я отвечаю на манер любимого мною А.М. Пятигорского: «А своя лингвистика у тебя есть? Раз нет, то не стоит заниматься никакой лингвистикой, пока худо-бедно не создашь и не сформулируешь свою собственную, пока не решишь для себя, пусть в самом упрощённом виде, что такое язык и как он устроен».

Окончательный ответ на этот вопрос не может быть получен, но вся умственная деятельность языковеда должна в той или иной мере соотноситься (в математическом смысле слова) с этим вопросом. Можно заниматься фонологией, языковой картиной мира, машинным переводом — да чем угодно, но решение каждого конкретного вопроса должно исходить из уже имеющейся собственной лингвистики, должно соответствовать (ни в коем случае не противоречить) собственному ответу на вопрос, что такое язык и как он устроен.

Лично для меня основной вопрос моего языкознания состоит в следующем: каким образом язык обращён одновременно и в мир, и в личность человека? Иначе говоря, как получается, что язык является средством взаимодействия с другими людьми (с миром в самом широком смысле слова) и средством переживания, эмоционально-личностного оценивания мира и взаимодействия с ним? С помощью слова я не только приказываю, сочувствую, соглашаюсь, обижаю и т.д., но и манифестирую себя как личность, как самость, переживаю (пропускаю через себя), оцениваю и т.д. В каждом слове потенциально имеется два компонента — деятельностный и личностный, но в каждой конкретной ситуации они могут выступать в разной «пропорции». Однако слова в разной степени являются и средством взаимодействия с другими людьми, и средством взаимодействия с самим собой.

Такая постановка вопроса влечёт за собой следствие: в языке действуют как факторы индивидуально-личностного, так и социально-культурного характера. Изучение их взаимодействия (или даже взаимосодействия) является тогда основной задачей языкознания. Следовательно, любое языковое явление должно рассматриваться с этой перспективы: какие и как факторы социально-культурного и индивидуально-личностного характера обусловливают наблюдаемое явление.


Источник: vk.com

Комментарии: