Образы и источники знания в психоанализе |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-28 09:12 (третий пост из серии) Коллеги, мы продолжаем знакомиться с книгой израильского специалиста Анера Говрина (Aner Govrin) «Консервативная и радикальная перспективы на психоаналитическое знание» (2015). Я хочу пересказать один интересный, но сложный отрывок из нее. Он касается эпистемологии психоанализа. ___________________ В начале нам понадобится обратиться к концепции «образа знания», которую в 1980-х предложил израильский историк и философ науки Иегуда Элкана (Yehuda Elkana). Эта концепция охватывает социально обусловленные представления о природе знания, его целях, критериях истинности и допустимых источниках. Образы знания зависят от исторического периода, культурных традиций и социальных структур. Они определяют, что является важным, нелепым, абсурдным, гармоничным или ценным в той или иной теории. Так, например, в средневековой Европе, где на образы знания влияли религиозные идеи, представление о том, что Земля вращается вокруг Солнца, воспринималось как абсурдное и еретическое. В то время как геоцентрическая модель, помещающая Землю в центр мироздания, считалась гармоничной и соответствующей взглядам того времени, а значит, ценной и важной. На формирование и эволюцию образов знания влияют источники знания. В широком смысле источник знания – это любой объект, процесс или явление, из которого человек получает информацию. Диапазон существующих источников знания очень широкий: от эксперимента и результатов исследований, до клинического опыта, аналогии и даже интуиции. Однако не все из них признаются легитимными в разных сообществах. Например, между психоаналитическим сообществом (или, по крайней мере, его значительной частью) и широким научным сообществом (особенно академической психологией) существует разрыв в их образах знания, а также в том, какие источники знания является достоверными. В раннем психоанализе сновидения рассматривались как «королевская дорога к бессознательному», предоставляющая важную информацию о скрытых желаниях и конфликтах клиента. А в современной когнитивной психологии сновидения могут интерпретироваться как побочный продукт процессов консолидации памяти, не имеющий глубокого символического значения. В рамках одной области знания могут сосуществовать различные, а иногда и противоречивые образы знания. Более того, они меняются с течением времени, отражая изменения в социально-культурном контексте и философских парадигмах. Психоанализ здесь не исключение. Например, во времена Фрейда ответ на вопрос «что такое психоаналитическое знание» был бы совершенно иным, чем сегодня. За прошедшее столетие произошли фундаментальные социальные и культурные изменения, и они привели к переосмыслению самой природы истины. Например, те психоаналитические школы, на которые повлиял постмодернизм, приняли идеи о контекстуальности, множественности и изменчивости истины, а также о ее зависимости от субъективной позиции. Это, безусловно, вступает в противоречие с традиционным психоаналитическим стремлением к «объективному» пониманию клиента и его бессознательного. А теперь давайте продолжим предыдущий пост и сравним образы и источники знания «очарованных» и «сомневающихся» сообществ в психоанализе. 1) Каждое психоаналитическое сообщество обладает собственной эпистемологической иерархией источников знания (среди которых могут быть клинический опыт, научные исследования, авторитетные мнения, интуиция и многое другое). Ни одно сообщество не полагается исключительно на один источник, однако распределение приоритетов может сильно отличаться. «Научно-ориентированные сомневающиеся» психоаналитические сообщества придают особое значение психоаналитическому знанию, согласующемуся с результатами эмпирических исследований. Они стремятся к научному подтверждению своих идей, активно используя такие методы, как анкетирование, эксперименты, анализ записей терапевтических сессий и др. «Очарованные» сообщества, напротив, главным образом опираются на клинический опыт и анализ отдельных случаев. Их представители, как правило, проявляют незначительный интерес к таким источникам знания, как современные исследования в области младенческого развития (так называемые «infant research») и нейробиологии, которые высоко ценятся в научно-ориентированных сообществах. 2) Образы знания, присущие конкретному психоаналитическому сообществу, также определяют его отношение к наследию Фрейда или других выдающихся теоретиков – от безусловной лояльности до критического дистанцирования. Очарованные сообщества склонны развивать исключительно те концепции, которые гармонично вписываются в рамки идей авторитетного для них мыслителя, формируя своего рода «цепь преемственности». В отличие от этого, научно-ориентированные сомневающиеся сообщества (а также представители реляционного психоанализа) не придерживаются неизменной лояльности к одному мыслителю или теории. Их подход характеризуется большей гибкостью и открытостью к новым идеям, а также готовностью пересматривать и критическим образом оценивать существующие концепции в свете новых эмпирических данных и теоретических разработок. 3) Психоаналитические теории совместимы с одними образами знания и несовместимы с другими. Терапевт, придерживающийся конкретной психоаналитической концептуальной системы, будь то кляйнианская теория, селф-психология, реляционный подход и т.д., неявно принимает эпистемологические рамки, диктуемые этой системой, включая представления об образах и допустимых источниках знания. Например, сложно быть сторонником кляйнианской теории и одновременно разделять постмодернистские представления о знании, которые подчеркивают относительность и контекстуальную зависимость истины. Аналогично, бионианский терапевт вряд ли будет обеспокоен эмпирической обоснованностью психоанализа, поскольку эмпирические данные не рассматриваются в рамках этой модели как релевантный источник знания. И мы не ожидаем, что терапевт, чьи знания основаны на современных исследованиях младенческого развития, с энтузиазмом примет бионианскую модель, учитывая разрыв между предположениями этой модели и эмпирическими наблюдениями за младенцами. Эти примеры иллюстрируют тесную взаимосвязь между выбором теоретической ориентации и принятием определенных образов знания. В основе любого теоретического выбора лежит целая эпистемология, определяющая отношение к различным источникам знания и критериям их оценки. Достаточно узнать, насколько кто-то увлечен бионианской концептуализацией, чтобы понять многое о его восприятии знания. 4) Большинство психоаналитических концепций возникло не в лаборатории и не в результате контролируемых экспериментов, а в клинической практике, которая исторически являлась и остается основным источником психоаналитического знания. Фундаментальные концепции Фрейда, такие как Эдипов комплекс, теория бессознательного, топографическая модель психики и другие, были выведены из клинических наблюдений и описания случаев. В 1934 году произошла показательная ситуация. Американский психолог Саул Розенцвейг направил Фрейду результаты эмпирического исследования, призванного проверить ряд психоаналитических положений. Ответ Фрейда был вежлив, но краток: «Уважаемый коллега, я с интересом ознакомился с вашими экспериментальными исследованиями, направленными на проверку психоаналитических утверждений. Я не придаю вашим подтверждениям большого значения, поскольку обилие надежных наблюдений, лежащих в основе психоаналитических утверждений, делает их независимыми от экспериментальной верификации. Впрочем, вреда от этого не будет. Искренне ваш, Фрейд». Многие аналитики по-прежнему убеждены, что клиническая ситуация является уникальным и незаменимым источником психоаналитического знания о психической реальности. В итоге знания, полученные в клинической ситуации, передавались и продолжают передаваться членами сообщества посредством описания клинических случаев. Однако такая исключительная приверженность клиническому опыту привела к тому, что психоаналитическое знание часто воспринимается как субъективное и лишенное эмпирической основы, что затрудняет его признание в научном сообществе и интеграцию с другими областями знания. Снижение статуса психодинамической терапии в академических и клинических кругах привело к усилению призывов к эмпирической валидизации психоаналитических концепций. ___________________ Коллеги, это интересная книга. Ссылку на нее я оставлю в комментариях. Возможно, напишу по ней еще один пост и, надеюсь, что скоро дойду до статьи Патрика Лютена, про которую планировал рассказать еще несколько постов назад – «Непочтительные вопросы о пяти ключевых положениях психоанализа, требующих эмпирической проверки» (2015). Источник: vk.com Комментарии: |
|