![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нейтральность как определяющий фактор эффективности психотерапевта в условиях глобального кризиса |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-24 11:22 ![]() Современные мировые процессы ставят сложные задачи перед помогающими специалистами, повышая значимость системного подхода в психотерапии. Согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера (2015) эволюцию психотерапевтических подходов можно рассматривать ассоциированно с этапами развития мировой культуры в эпохи премодерна, модерна, постмодерна и эксплозива. В эпоху премодерна мышление человека было магическим. Это отражало его поклонение могуществу сил природы. Преобладали методы помощи, основанные на религиозных и суггестивных ритуалах. Эпоха модерна характеризовалась стремлением к изучению причинно-следственных связей. Зародились психоанализ 3. Фрейда и теория условных рефлексов И.П. Павлова, поведенческая психотерапия. В конце XX в. и начале XXI в. психотерапия восприняла идеи постмодернизма. Обогатился и расширился спектр психотерапевтических подходов как к построению общения с клиентом / пациентом, так и в рассмотрении границ профессиональной деятельности и взаимодействия внутри помогающего сообщества. Появилась новая тенденция. Психотерапевты активно заявляли себя участниками политических и социальных проектов, массовых акций и даже уличных манифестаций. В новой оптике постмодернизма это зачастую не рассматривалось как выход за этические границы и не получало явной критической оценки со стороны профессионалов. Эпоха эксплозива, став продолжением и следствием накопленных в предыдущем периоде напряжений, проявилась в тревоге, снижении дифференциации агрессии. Человек разумный как биологический вид (Homo sapiens) имеет сложный механизм ингибирования внутривидовой агрессии. Слабая врожденная оснащенность средствами поражения (Лоренц К., 1994) в сочетании с возрастающим потенциалом производственных и боевых технологий, включая оружие массового уничтожения, порождает химеру «голубя с ястребиным клювом»: оружие, приличествующее сильному хищнику, сочетается с психикой биологически слабого существа. Этот дисбаланс в человеческом обществе компенсируется средствами культурной регуляции (Назаретян А.П., 2004). То есть внутренняя устойчивость (У) социума как системы прямо пропорциональна развитию культуры (К) и гуманитарных институтов и обратно пропорциональна развитию технологического потенциала (Т), то есть: У = К/T. Без попыток установления причинно-следственных связей можно отметить, что в течение длительного исторического периода именно государства, обладающие наиболее развитой системой культурной регуляции в виде демократических институтов, наличия у элит механизмов получения обратной связи от народных масс, широкой доступности информации и образования для населения, обладали наивысшим потенциалом технической мощи. В ХХ веке устойчивости этого равновесия угрожало, преимущественно, ускоренное наращивание технопотенциала. Однако в ситуации информационной революции XXI века технические средства стали применяться именно в сфере формирования и распространения культурных продуктов и научных идей. Это привело к быстрому росту объема и критическому снижению качества распространяемой информации. Произошла дестабилизация техно-гуманитарного баланса за счет дефицита именно культурных регулирующих факторов — принципов, правил, законов и норм морали, которые в XX веке считались не подлежащими сомнению в «цивилизованном мире», по сути, являясь определяющей характеристикой этого «мира». На индивидуальном уровне соотношение уровня технологического развития и факторов культурной регуляции в социуме сопоставимо с соотношением рациональности и эмоциональной импульсивности в принятии решений. Дифференциация (Д) — это способность различать эмоции (Э) и интеллект (И), руководствуясь в своем поведении рациональными соображениями (Боуэн М., 2005), то есть: Д = И/Э В человеческой популяции рациональная опосредованность механизма ингибирования внутривидовой агрессии ассоциирована именно с высоким уровнем диффернциации, с которым и будет положительно коррелировать показатель устойчивости, то есть: У = Д/Т. Снижение среднего уровня дифференциации в популяции сопровождается нарастающими проявлениями социумной регрессии (Боуэн М., 2005), проявленной во все более распространяющейся «религии безопасности» (Коцюбинский Д.А., 2022) и вытекающей из нее «культуре отмены» («cancel culture»). Возрастает тревога с критическим снижением ценности базовых цивилизационных принципов и институтов. Сама по себе тенденция «отмены» имеет все признаки импульсивности и дефицита рациональности, преобладания слияния и снижения уровня дифференциации в обществе, то есть — социумной регрессии. Как и прежде в периоды снижения дифференциации, сообщества людей ищут и находят все новые объекты проекции социальной тревоги, обретая на некоторое время дисфункциональную стабильность и сплоченность в борьбе со «Злом». «Высокие» цели оправдывают противозаконные, внесудебные репрессии и рестрикции вплоть до полной «отмены» избранного на сегодня носителя «Зла». Глобализация и невиданная ранее скорость распространения информации приводят к синхронизации этих процессов в разных странах всех континентов. Психологическое помогающее сообщество представляет и усиливает именно регуляторную составляющую техно-гуманитарного баланса. Для этого необходимо соблюдение принципа нейтральности в профессиональной деятельности психотерапевтов и психологов-консультантов. Социальная поляризация глобального мирового кризиса, зачастую приводя к разделению членов семьи на «политические лагеря», ставит новые задачи. Необходима готовность психотерапевта не только способствовать восстановлению и оптимизации внутрисемейных коммуникаций, но и исследовать трансгенерационные паттерны, аналогичные эмоциональным разрывам начала ХХ века. В семьях линия разрыва зачастую проходит не только между близкими людьми разных поколений, но и между супругами, сиблингами. Для усиления своей позиции в семейных спорах и конфликтах часто используются «аргументы» ксенофобии и национализма. Работа с «разделенными» таким образом семьями предъявляет ещё более высокие требования к нейтральности психотерапевта. В случае явной и публичной демонстрации своих социально-политических позиций (в СМИ, интернет-ресурсах и пр.) психотерапевт, даже не испытывая трудностей в разделении частной жизни и профессиональной деятельности, будет восприниматься клиентами через призму его деклараций. Создание единого для всех психотерапевтических подходов языка невозможно. Отличить психотерапию от практик донаучного периода развития (магических ритуалов, шаманства) и даже шарлатанства позволяет ее эффективность при сохранении этических принципов. Парадоксально наибольший вред от нарушений этики можно ожидать именно в случае совпадения политических взглядов клиента и утратившего нейтральность психотерапевта. Преобладание политповестки может подменить помогающую деятельность, но наиболее неблагоприятным вариантом развития такой ситуации может стать «политизированная» коалиция специалиста с сочувствующей его позиции частью семейной системы. В противном случае на фоне разногласий очевидна вероятность досрочного расторжения контракта и прекращения «терапии». Таким образом к описанным четырем «ловушкам нейтральности» (Варга А.Я., 2017) в настоящее время необходимо добавить пятую — политизированность психотерапевта. Намедни, в полемике с профессиональными психологами узнал что даже определение "избалованный" по отношению к ребёнку оценочное, оскорбительное и недопустимое для профессионала. , чтобы комментировать , чтобы комментировать Источник: psy.su Комментарии: |
|