Методология |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-20 11:47 "Методология" возникает, когда обеспечивается "повторяемость научного эксперимента". В джазе две главные вещи – тема и импровизация. Импровизация – это когда музыкант сам не знает что и как он сыграет в этот раз. Методология джаза. Методология "странного аттрактора". Методология "кота Шредингера" и "принципа неопределённости Гейзенбе?рга" - то, почему нельзя дать "достоверный прогноз" для процессов сложной системы и нужны "сценарии". Методология для сложной системы это: - либо её упрощение под набор имеемых у исследователя "инструментов" (то же сценирование, или 100500 методологических схем "что делать при пожаре"), - либо фиксация "повторяемости научной неопределённости". "Методология джаза", как способ "ненаучного" поиска решений человеком в рамках реализации им его "когнитивных функций". А теперь давайте посчитаем все те многолетние "наборы случайностей", действующие на исполнителя с момента его зачатия, которые дадут в итоге нам сегодня именно эту "джазовую импровизацию". Не-не-не. Никакой ноосферы. Пока не изобретут "ноосферный счётчик"- это всё "ненаучно". Хотя открытие "когов" в мозгу человека просто напрашивает "единую планетарную нейросеть". Но которой не будет. Исходя из этого же открытия. И казалось бы - и при чём здесь "Искусственный Интеллект"? "Методоло?гия, 1) в узком смысле слова – совокупность процедур, приёмов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания; 2) в широком смысле слова – совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей. Уже в античности аксиоматико-дедуктивная методология, характерная для геометрии Евклида, разрабатывалась наряду с методами индукции, например в описании животных и растений (Аристотель, Теофраст). В науке Нового времени индуктивистская методология (Ф. Бэкон) сменилась аналитической методологией, приведшей к успехам аналитической геометрии Р. Декарта и аналитической химии и господствовавшей до конца 19 в. В течение длительного времени (вплоть до И. Канта) методология трактовалась как часть теоретической или практической логики и ограничивалась описанием сложившихся в науке методов (дедукции и индукции, анализа и синтеза) и способов изложения результатов научного знания в учебниках, восполняясь эвристикой (Б. Больцано). Развёртывающаяся в «Науке логики» Г. В. Ф. Гегеля диалектика понималась им как логика самодвижения самой объективности, т. е. как часть учения о бытии и сущности. Развитие научного знания было связано с формированием и совершенствованием качественных и количественных методов науки – от методов описания до эксперимента в искусственных условиях, с широким использованием математики как в естественных, так и в социальных науках. С конца 19 в. происходит разрыв между общей и специальной методологиями, предлагаются различные версии альтернативных методологий: методология точных наук, связанных с формулировкой общих законов, и идиографический метод исторических наук; методология дескриптивных и методология нормативных наук (Э. Гуссерль и др.). В 1-й половине 20 в. методология отделяется от логики, ставшей прежде всего математической логикой, и трактуется как раздел философии науки; метод превращается в критерий научности как таковой. Методология стала пониматься не как анализ метода изложения, а как исследование процедур построения систем теоретического знания. Развитие математической логики (начиная с работ Б. Рассела и А. Н. Уайтхеда) привело к формированию метаматематики и металогики. Формируются различные методологические программы, каждая из которых акцентирует те или иные методы в качестве приоритетных: индукцию (У. Уэвелл, Дж. С. Милль); метод эмпирической проверки – верификацию в аналитической философии (М. Шлик, Р. Карнап); консенсус в признании научным сообществом тех или иных аксиом и понятий – в конвенционализме (А. Пуанкаре, П. Дюэм); трактовку научных понятий как результата исследовательских процедур и операций – в операционализме (П. Бриджмен, Г. Динглер); роль критики в развитии научного знания – в критическом рационализме (К. Поппер); значение исторического, в том числе и риторического, контекста в этом развитии – в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). Альтернативность методологических программ, когнитивные ресурсы и эвристические возможности которых различны, получила выражение во взаимной полемике их сторонников (противостояние «описательной физики» Г. Р. Герца и У. К. Клиффорда детерминизму классической физики, полемика между А. Эйнштейном и Н. Бором относительно полноты описания в квантовой механике, между сторонниками логицизма и интуиционизма – в философии математики, спор о позитивизме в социологии между Т. Адорно и К. Поппером и др.). В 20 в. в различных науках проводятся исследования специфических методов и методологических принципов, таких как наблюдаемость, дополнительность, соответствие, симметрия – в физике; наблюдение, эксперимент, симметрия, эволюция – в биологии; сравнительно-исторические методы, типология – в исторических науках; статистические и вероятностные методы – в демографии и т. п. Экстраполяция методов одной науки в другие сопровождается часто осознанием их ограниченной применимости в новой предметной области. Присущий началу 20 в. разрыв между науками, ориентирующимися на объяснение или понимание, преодолевается: как в естественных, так и в социальных науках усиливается интерес к статистическим, вероятностным методам и формируется пробабилистская (вероятностная) методология. Успехи научной методологии в 20 в. привели к различным версиям её универсализации, к превращению её в общую методологию деятельности. Тектология А. А. Богданова была первым вариантом системно-организационного понимания методологии. Е. Е. Слуцкий и Т. Котарбиньский сделали праксеологию основанием изучения различных форм человеческих действий (не только экономического поведения, как у Л. фон Мизеса) и их этических максим. Программа деятельностно-организационных игр (Г. П. Щедровицкий и др.) ориентирована на проектно-конструктивное понимание методологии как методологии деятельности. Источник: bigenc.ru Комментарии: |
|