Методология

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


 "Методология" возникает, когда обеспечивается "повторяемость научного эксперимента".

В джазе две главные вещи – тема и импровизация. Импровизация – это когда музыкант сам не знает что и как он сыграет в этот раз.

Методология джаза. Методология "странного аттрактора". Методология "кота Шредингера" и "принципа неопределённости Гейзенбе?рга" - то, почему нельзя дать "достоверный прогноз" для процессов сложной системы и нужны "сценарии".

Методология для сложной системы это:

- либо её упрощение под набор имеемых у исследователя "инструментов" (то же сценирование, или 100500 методологических схем "что делать при пожаре"),

- либо фиксация "повторяемости научной неопределённости".

"Методология джаза", как способ "ненаучного" поиска решений человеком в рамках реализации им его "когнитивных функций". А теперь давайте посчитаем все те многолетние "наборы случайностей", действующие на исполнителя с момента его зачатия, которые дадут в итоге нам сегодня именно эту "джазовую импровизацию".

Не-не-не. Никакой ноосферы. Пока не изобретут "ноосферный счётчик"- это всё "ненаучно". Хотя открытие "когов" в мозгу человека просто напрашивает "единую планетарную нейросеть". Но которой не будет. Исходя из этого же открытия.

И казалось бы - и при чём здесь "Искусственный Интеллект"?

"Методоло?гия, 1) в узком смысле слова – совокупность процедур, приёмов и методов науки, объединённых в единую конструктивную программу и служащих средствами для постижения того или иного объекта научного знания; 2) в широком смысле слова – совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей.

Уже в античности аксиоматико-дедуктивная методология, характерная для геометрии Евклида, разрабатывалась наряду с методами индукции, например в описании животных и растений (Аристотель, Теофраст). В науке Нового времени индуктивистская методология (Ф. Бэкон) сменилась аналитической методологией, приведшей к успехам аналитической геометрии Р. Декарта и аналитической химии и господствовавшей до конца 19 в. В течение длительного времени (вплоть до И. Канта) методология трактовалась как часть теоретической или практической логики и ограничивалась описанием сложившихся в науке методов (дедукции и индукции, анализа и синтеза) и способов изложения результатов научного знания в учебниках, восполняясь эвристикой (Б. Больцано). Развёртывающаяся в «Науке логики» Г. В. Ф. Гегеля диалектика понималась им как логика самодвижения самой объективности, т. е. как часть учения о бытии и сущности. Развитие научного знания было связано с формированием и совершенствованием качественных и количественных методов науки – от методов описания до эксперимента в искусственных условиях, с широким использованием математики как в естественных, так и в социальных науках.

С конца 19 в. происходит разрыв между общей и специальной методологиями, предлагаются различные версии альтернативных методологий: методология точных наук, связанных с формулировкой общих законов, и идиографический метод исторических наук; методология дескриптивных и методология нормативных наук (Э. Гуссерль и др.). В 1-й половине 20 в. методология отделяется от логики, ставшей прежде всего математической логикой, и трактуется как раздел философии науки; метод превращается в критерий научности как таковой. Методология стала пониматься не как анализ метода изложения, а как исследование процедур построения систем теоретического знания. Развитие математической логики (начиная с работ Б. Рассела и А. Н. Уайтхеда) привело к формированию метаматематики и металогики. Формируются различные методологические программы, каждая из которых акцентирует те или иные методы в качестве приоритетных: индукцию (У. Уэвелл, Дж. С. Милль); метод эмпирической проверки – верификацию в аналитической философии (М. Шлик, Р. Карнап); консенсус в признании научным сообществом тех или иных аксиом и понятий – в конвенционализме (А. Пуанкаре, П. Дюэм); трактовку научных понятий как результата исследовательских процедур и операций – в операционализме (П. Бриджмен, Г. Динглер); роль критики в развитии научного знания – в критическом рационализме (К. Поппер); значение исторического, в том числе и риторического, контекста в этом развитии – в постпозитивизме (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). Альтернативность методологических программ, когнитивные ресурсы и эвристические возможности которых различны, получила выражение во взаимной полемике их сторонников (противостояние «описательной физики» Г. Р. Герца и У. К. Клиффорда детерминизму классической физики, полемика между А. Эйнштейном и Н. Бором относительно полноты описания в квантовой механике, между сторонниками логицизма и интуиционизма – в философии математики, спор о позитивизме в социологии между Т. Адорно и К. Поппером и др.).

В 20 в. в различных науках проводятся исследования специфических методов и методологических принципов, таких как наблюдаемость, дополнительность, соответствие, симметрия – в физике; наблюдение, эксперимент, симметрия, эволюция – в биологии; сравнительно-исторические методы, типология – в исторических науках; статистические и вероятностные методы – в демографии и т. п. Экстраполяция методов одной науки в другие сопровождается часто осознанием их ограниченной применимости в новой предметной области. Присущий началу 20 в. разрыв между науками, ориентирующимися на объяснение или понимание, преодолевается: как в естественных, так и в социальных науках усиливается интерес к статистическим, вероятностным методам и формируется пробабилистская (вероятностная) методология.

Успехи научной методологии в 20 в. привели к различным версиям её универсализации, к превращению её в общую методологию деятельности. Тектология А. А. Богданова была первым вариантом системно-организационного понимания методологии. Е. Е. Слуцкий и Т. Котарбиньский сделали праксеологию основанием изучения различных форм человеческих действий (не только экономического поведения, как у Л. фон Мизеса) и их этических максим. Программа деятельностно-организационных игр (Г. П. Щедровицкий и др.) ориентирована на проектно-конструктивное понимание методологии как методологии деятельности.


Источник: bigenc.ru

Комментарии: