Личность: единство и борьба противоположностей |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-20 12:22 Понятие подсознательных фиксированных идей, которое ввел П. Жане, предполагает, что личность не является монолитом, а целостность – скорее идеальное понятие, к которому нужно стремиться, но которое в полной мере вряд ли можно достичь. Существование в одной психике множества подсистем не всегда означает наличия психического расстройства. Так, Сократ прислушивался к внутреннему голосу даймона, который остерегал его от неправильных поступков, но не говорил, как именно поступать правильно. Перед казнью друзья предложили философу бежать, но даймон Сократа молчал. Древнегреческий поэт Гесиод говорил, что в юности, когда он пас скот, к нему явились геликонские нимфы. Они вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра - знак отличия рапсода. Мифология была неотъемлемой частью античного человека. Боги Олимпа, нимфы, музы – это творческие проекции внутренней реальности. Таким образом, через вынесение вовне внутренних представлений возникли искусство, философия, поэзия и литература. Не исключено, что легендарный Гомер видел сюжеты Илиады во снах, которые затем выразил посредством эпоса. Уильям Джеймс был знаком с Пьером Жане. Ученые были во многом согласны друг с другом в части так называемых гетерогенных личностей. Джеймс выводил множественность частей личности из потока сознания. Поток сознания – эта река, в которую невозможно войти дважды. Нет двух одинаковых эмоций, представлений, мыслей, поскольку мозг – это динамическая система, которая никогда не возвращается в прежние свои состояния, но конструирует новые, исходя из «опережающего отражения действительности». «Сознавание «я» предполагает существование потока мысли, каждая часть которого может в качестве «я» вспомнить предшествовавшие части потока, которые были известны прежним частям, заботясь преимущественно о некоторых из них, как о моих Ego, и присваивая последним все остальные» [3]. Согласно Джеймсу и Жане наша личность простирается, иногда далеко, за пределы телесной и психической субъективности: имущество, которое принадлежит нам, роли, которые мы играем в обществе, близкие и друзья, с которыми идентифицируем себя, суть продолжения нашей личности. Основа нашей личности – телесное чувство жизнеспособности (Т. Рибо). Оно является опорой самосознания. Если бы один человек вдруг оказался в теле другого (о чем снято много фильмов сегодня), то поменялись бы и его образ мыслей, самосознание, вся идентичность. Если бы условный Василий переместился в тело условной Марии, то он бы перестал себя идентифицировать с прежним «я», просто забыв о предшествующей идентичности. Невозможно взять в путешествие свой мозг, оставив тело: в таком случае оборвутся тысячи нитей психосоматического взаимодействия. Чистый разум не может функционировать без «примесей» телесности. У сомнамбул возникают различные изменения в телесных ощущениях. Жане называл их анестезиями. Анестезия приводит к амнезии: связаны как причина и следствие. Хотя встречается и обратная причинно-следственная связь: амнезия вызывает анестезию. Сомнамбула именно потому так легко «переключается» между различными «психическими существованиями», что может не видеть, не слышать, не чувствовать какой-либо предмет объективной реальности. Жане делает вывод: «Одновременное существование нескольких психик, возможность которых мы допустили для объяснения анестезий, обусловливается более или менее продолжительным сохранением сомнамбулического состояния наяву» [4]. Это означает, что есть континуум между полным психическим здоровьем, приближенным к идеалу целостности, и патологическими состояниями (расстройство диссоциативной идентичности, пограничное, гистрионное расстройства личности и проч.) Автор отмечает, что «субъект не становится сомнамбулой на несколько минут по желанию гипнотизера и что он после пробуждения вновь не возвращается к нормальному состоянию». Сомнамбулизм – это длящееся состояние. У Жане была пациентка Люси, у которой он установил две «личности»: Люси 1 и Люси 2. Они существовали одновременно, но функционировали каждая по-своему: «одна – при помощи зрительного, другая – при помощи тактильного чувства». В то же время они совершенно не знали друг о друге в бодрствующем состоянии. «Если бы одна личность знала другую, т.е. если бы образы тактильного чувства ассоциировались с образами зрительного чувства, то образовалось бы одно общее сознание, которым и пользовалась бы только одна личность» [4]. Как следствие, возник бы психологический синтез – объединение разных психических процессов в одну целостность. Уильям Джеймс выделял два типа людей: душевно здоровых, способных испытывать радость, счастье, не углубляющихся в неразрешимые проблемы бытия, и «дважды рожденных» с преобладающей негативной аффективностью, меланхолией. Первоисток таких двух типов – мировоззренческое отношение к существованию зла в мире. «Психологическая основа дважды рожденной души, вероятно, коренится в известной расколотости или гетерогенности врожденного характера человека, в неполном единстве его нравственного и интеллектуального начала» [2]. Писатель Альфонс Доде, на которого ссылается Джеймс для иллюстрации своего тезиса, писал следующее. «Homo duplex, homo duplex! В первый раз я почувствовал, что во мне два человека в момент смерти моего брата Анри, когда отце мой так страшно кричал: «Он умер, умер!» В то время как мое первое «я» плакало, второе «я» думало: «Как искренно прозвучал этот крик, как прекрасен он был бы со сцены». Мне тогда было 14 лет… Эта страшная раздвоенность часто заставляла меня задумываться над ней. Как ужасно это второе «я», - всегда спокойное, когда первое действует, живет, страдает, движется. Мне ни разу не удалось вывести это второе я из его состояния вечной трезвости, заставить его пролить слезу или усыпить. Как оно вглядывается в вещи, как насмехается надо всем». Лермонтовский Печорин, который «внутренне улыбался» и был хладнокровен в самых опасных ситуациях – литературный герой, который точно отображает проблему раздвоенности, гетерогенности внутренних состояний личности. Дважды рожденные личности, непосредственно видя и не отрицая темных сторон жизни, могут обрести покой и радость в душе. «Второе рождение, например, может быть как переходом от религиозности к неверию, так и переходом от оков морали к полной нравственной свободе; оно может быть также вызвано и тем, что в душе появляется новая страсть, - любовь, честолюбие, жажда богатства, жажда мщения или патриотический энтузиазм. Во всех этих разновидностях мы имеем перед собой одно и то же общее психическое явление: душевная сила, устойчивость и равновесие сменяют собой период внутренней бури, душевных страданий и противоречий. Новый человек может родиться, постепенно или внезапно, и из такого зерна, в котором нет религиозного элемента» [2]. Например, Джеймс к дважды рожденной личности относит Л.Н. Толстого. В «Исповеди» Толстой пишет, как в свои 50 лет, почувствовал бессмысленность жизни. Три года ушло на то, чтобы писатель приготовился ко второму рождению. Однажды, прогуливаясь в лесу, Толстой ощутил озарение, что Бог, которого он искал всегда был с ним: «Все вокруг меня ожило, получило смысл… Так чего же я ищу еще? – воскликнул во мне голос. Так во он. Он есть то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить – одно и тоже. Бог есть жизнь» [2]. Джеймс и самого себя относил к дважды рожденным, поскольку в молодости страдал от тяжелой депрессии, поставившей его на грань гибели. Однако второе рождение он получил не от религии, а от решимости делать свободный выбор, применяя свою волю к другому восприятию жизни. Второе рождение предполагает радость успокоения, словно кардинальный, но мягкий внутренний сдвиг, появление нового мироощущения. Сегодня гетерогенность личности, идеи Джеймса и Жане, продолжают развиваться рядом ученых. Так, поток сознания Джеймса нашел свое отражение в неодиссоциативной теории Э. Хилгарда. В книге «Разделенное сознание» (1977 г.) Хилгард выделил две основные подсистемы личности: исполнительное «я» (планирование и реализация функций индивидуальности) и скрытый наблюдатель (бессознательная регистрация информации). В гипнотическом состоянии исполнительное «я» уступает место скрытому наблюдателю: за кажущимся пассивным состоянием идет интенсивная внутренняя работа. Хилгард дополнил поток сознания Джеймса несколькими руслами: есть несколько потоков сознания и несколько притоков бессознательного, которые и формируют общий поток. Идеи Жане получили развитие в трудах современных авторов, специализирующихся на работе с психической травмой. Бессел ван дер Колк отдает должное Пьеру Жане в работе «Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть». Ван дер Колк отмечает: «Пьер Жане опубликовал первую в научной литературе историю про травматический стресс» [5]. Именно Жане впервые заметил, что травматический стресс приводит к диссоциации, расщеплению психических процессов личности. Ван дер Харт, Нейенхэюс, Стил на основании идей Жане разработали концепцию структурной диссоциации и психотерапии последствий психической травмы. По тяжести расстройств они выделили три уровня структурной диссоциации личности, определив стратегию работы с психической травмой, влекущей возникновение «гетерогенной личности» [1]. Таким образом, единство и борьба противоположностей внутри личности может быть как признаком нормальных процессов, так и симптомом психических расстройств. P.S. Статью иллюстрирует картина Гюстава Моро «Гесиод и Муза» (1870 г.). Источники 1) Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э.Р.С., Стил К. «Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы» Москва: Когито-Центр, 2016. 2) Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: КомКнига, 2014. 3) Джеймс У. научные основы психологии. Минск: Харвест, 2003. 4) Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. СПб, 2009. 5) Колк Бессел ван Дер «Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть». Москва: Эксмо, 2021. Источник: www.b17.ru Комментарии: |
|