Куда заведёт крестовый поход против Дарвина |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-27 11:40 В далеком 2006 году, когда я только поступил на биологический факультет МГУ, в новостях гремело имя питерской школьницы Маши Шрайбер. Девочка, за которой стоял её отец, грамотный пиарщик, решила защитить в суде свои религиозные чувства от теории Дарвина, которую ей навязывали на уроках. Маша суд предсказуемо проиграла и уехала доучиваться за рубеж. С тех пор эту тему в нашей стране никто не бередил. Оно и понятно — на православной почве воинствующий антиэволюционизм не прижился. Это в США протестантские фундаменталисты в свое время смогли добиться запрета на преподавание теории эволюции в государственных школах пяти штатов. Но в России своего «библейского пояса» нет — ну не похож батюшка из Рязанской области на идеологически заряженного пастора из Оклахомы. Так уж сложилось, что православные верующие к теории эволюции относятся весьма лояльно: по данным ВЦИОМ, 24% из них довольствуются эволюционным объяснением происхождения человека, что лишь немногим меньше, чем доля креационистов (27%). За неимением православных реднеков новый виток дискуссий вокруг преподавания эволюции в школе инициировали мусульмане в лице экс-премьера Чечни Муслима Хучиева. На заседании Всероссийского родительского комитета, консультативного органа при Министерстве просвещения РФ, Хучиев заявил, что теорию Дарвина следует убрать из школьной программы, поскольку она «идет вразрез религии» и повинна «в духовном разложении детей». За это предложение радостно ухватились и доселе молчавшие ревнители православного антиэволюционизма. Так, священник Фёдор Лукьянов, председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства при РПЦ, заявил, что теорию Дарвина необходимо исключить из школьных учебников как «вводящую в заблуждение» и «изначально безнравственную». Православный бизнесмен Константин Малофеев сравнил дарвинизм с «безбожной сектой» и потребовал, чтобы школьникам больше не рассказывали об эволюции человека из обезьяны. По мнению бизнесмена, детям не должны внушать, что люди — это «прямоходящие приматы». Целясь в Дарвина, все эти деятели пытаются попасть в эволюцию. Но надо понимать, что дарвинизм — это всего лишь одно из течений в рамках научного эволюционизма. Теория Дарвина предполагает, что основной движущей силой эволюции является естественный отбор, действующий на случайные наследственные вариации. Но было выдвинуто и много других объяснений эволюционного процесса. Я, как палеонтолог, могу сказать, что в моей дисциплине недарвинистские подходы всегда пользовались большой популярностью. Начиная с Эдварда Коупа, раскопавшего множество динозавров в XIX веке, и заканчивая нашим соотечественником Сергеем Мейеном, выдающимся специалистом по ископаемым растениям, палеонтологи постоянно отступали от теории Дарвина в её ортодоксальном понимании. Но это не значит, что они не были эволюционистами, — просто на роль основной движущей силы эволюции оппоненты дарвинизма из научного лагеря вместо естественного отбора предлагали другие факторы: внутреннее стремление к усложнению, прямое влияние внешней среды на наследственность, внезапные перестройки эмбрионального развития, наследование благоприобретенных признаков, дрейф генов. И, конечно, никто из критиков Дарвина в научной среде уже давно не оспаривает общее происхождение всех живых существ. Тем не менее антиэволюционисты апеллируют не только к религиозным ценностям, но и пытаются прибегать к научным аргументам. Они постоянно говорят, что теория Дарвина «устарела», «ошибочна» и «давно опровергнута». Например, Муслим Хучиев ссылается на 514 американских ученых, которые в 2006 году подписали петицию под названием «Научная оппозиция дарвинизму» (Scientific Dissent from Darwinism). Но если мы откроем это воззвание, то найдем в нем всего два мало к чему обязывающих утверждения: «Мы скептично смотрим на утверждения, что случайные мутации и естественный отбор объясняют сложность жизни. Необходимо подвергнуть тщательному изучению доказательства в пользу дарвиновской теории». Воззвание не ставит под сомнение ни возникновение жизни из неорганической материи, ни макроэволюцию, ни происхождение человека от приматов — под ним могли бы подписаться и некоторые мои коллеги-палеонтологи, которые не согласны с неодарвинистской парадигмой, господствующей в современной биологии, но при этом нисколько не переживают по поводу нашего родства с обезьянами. В свою очередь, Константин Малофеев взывает к русскому ученому и мыслителю Николаю Данилевскому, который в своем труде «Дарвинизм», по его словам, «камня на камне не оставил от теории Дарвина». Правда, Данилевский жил еще в XIX веке, когда о генетических основах наследственности было ничего не известно, так что многие его доводы против теории естественного отбора смотрятся весьма архаично. Но Данилевский, критикуя дарвинизм, все же допускал, что эволюция существует — просто ею управляют другие механизмы. По его мнению, «происхождение вида от вида» можно гипотетически принять, если в основе эволюции лежит не случай, а «определенный план развития, имеющий в виду достижение определенной цели». В заключении своего труда, на который ссылается Малофеев, Данилевский признавал, что «с философской точки зрения филогенетическая связь между организмами вероятна». Проще сказать, все живые организмы — от амебы и до человека — связаны родственными узами — это было ясно уже во времена Данилевского, и уж тем более с этим глупо спорить сейчас, когда мы знаем об общности генетического кода и единстве молекулярного строения клетки. Школьная программа всегда запаздывает лет на 40-50. Учителям и методистам просто не угнаться за тем, что творится на переднем крае науки, да перед ними и не стоит подобной задачи. Устаревшие и упрощенные представления можно найти не только в учебниках по биологии. В общеобразовательных учебниках по физике не говорится о всех существующих интерпретациях квантовой механики, да и о теории струн и гипотезе вечной инфляции вы там не прочтете. Точно так же и на уроках биологии наряду с теорией Дарвина не обсуждают номогенез Берга, теорию прерывистого равновесия Гулда и теорию нейтральной молекулярной эволюции Кимуры — на это банально не хватит учебных часов. Но ведь, будем честны, Малофеева и прочих поборников традиционных ценностей такие тонкости и не волнуют. Атака на дарвинизм — это всего лишь предлог, чтобы вообще убрать из учебников упоминания об эволюционном происхождении человека и прочих видов, ну или свести их к минимуму. Хучиев и Малофеев думают, что тем самым они окажут хорошую услугу религии. Но мне, как верующему человеку с биологическим образованием, так не кажется. Существует масса историй, как в США выходцы из христианских семей, которых в школе учили, что эволюция — это миф, а Бог сотворил мир за шесть дней, поступают в университет и теряют веру, не выдержав столкновения с современной научной картиной мира. Пытаться изолировать школьников от нее — это всё равно что плавать в решете. Информация об эволюции всё равно просочится в их сознание. Первая же научно-популярная книжка или видеоролик в интернете — и все усилия по переписыванию учебников в креационистском духе пойдут насмарку. Да и всё, что им в школе смогут предложить в качестве альтернативы научному эволюционизму, будет выглядеть откровенно смешным. Может быть, они услышат от Марь Иванны, что всемирный потоп уничтожил динозавров? Или что Бог с наступлением каждой новой геологической эпохи чудесным образом творит миллионы новых видов, словно фокусник, который вытаскивает кролика из пустой шляпы? Но еще в додарвиновские времена это казалось несколько несуразным. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Дарвина, Герберт Спенсер троллил сторонников гипотезы множественных творений, задавая им вопрос: а как вы вообще представляете создание нового вида? Бдымщ — и с неба падают тысячи мамонтов? Или вырастают из-под земли? Или материализуются из воздуха? Daniel Eskridge Художественная реконструкция шерстистых мамонтов А как объяснить детям, зачем Бог создает организмы с намеками на общее происхождение? Зачем Он наделил питонов рудиментами задних конечностей, словно когда-то их змеиные прапрадедушки ходили на четырех ногах? Зачем он вставил фрагменты ретровирусов в одни и те же места генома шимпанзе и человека, будто они восходят к общему предку? Не проще ли уж предположить, что Бог создал всю Вселенную в готовом виде несколько тысяч лет назад со следами несуществующего прошлого, с костями динозавров и реликтовым излучением? Тогда мы ограничимся одним чудом вместо многих миллионов чудес, связанных с сотворением очередных тараканов и улиток на протяжении необъятной земной истории. К тому же у гипотезы «состаренного» мира есть один важный плюс — её невозможно опровергнуть никакими научными методами. Впрочем, даже в этом случае от эволюции никуда не деться: если Бог придал миру видимость древности, то у него всё равно имеется эволюционная предыстория, которую можно изучать — просто не реальная, а воображаемая, существующая в уме Творца. Точно так же реконструкции поддается предыстория Шерлока Холмса или толкиеновского Средиземья, хотя она осталась в голове автора. Поэтому в интересах верующих — не бороться с эволюционизмом, а находить с ним общий язык. В отличие от протестантских фундаменталистов, в распоряжении православных христиан есть немало концептуальных решений, позволяющих примирить одно с другим. Например, митрополит Иоанн (Вендланд) писал, что Бог использовал эволюцию как инструмент для сотворения живых существ. А епископ Василий (Родзянко) указывал, что эволюция происходила в мире, искаженном грехопадением, и потому не имеет отношения к шести дням творения, описанным в Библии — наука о них ничего сказать не может, поэтому повода для противоречия тут нет. Так что путь к компромиссу возможен, тем более что на уровне официального вероучения РПЦ не отвергает ни эволюционизм, ни теорию естественного отбора. Все антидарвинистские выступления отдельных священников и православных мирян — это их частная инициатива и не более того. Об этом недавно напомнил архиепископ Савва (Тутунов) — кстати, родственник упоминавшегося палеоботаника-эволюциониста Мейена. По словам владыки, «сама идея постепенной эволюции организмов никак не вступает в противоречие ни с фактом сотворения Богом мира (и всего что в мире), ни с Библией». Этот принцип должны хорошенько усвоить все, кто пытается столкнуть лбами науку и религию. Источник: regnum.ru Комментарии: |
|