Как гештальт терапевт, я размышляю, Что присходит, когда клиент говорит "я хочу понять причины моего поведения и моих проблем. "Принцип каузальности и и тактика "убрать лишнее" |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-20 11:43 Многие мои собеседники на сессии говорят о нелогичности своего поведения. Им кажется их поведение "не рациональным, не эффективным или опасным". Им хочется узнать у консультанта, "почему я так себя веду?" Первое. Если они узнают ПРИЧИНУ своего поведения, то их жизнь сразу станет легче и приятней Второе. Сопутствующая идея заключается в том, что неприятности в жизни случаются потому, что ЧТО ТО МЕШАЕТ. и потому надо убрать ЛИШНЕЕ, идентифицировать и устранить то что мешает. Эти два тезиса отражают две максимально популярные в массовом сознании обывателя идеи о причине душевного страдания. первая идея состоит в том, что есть однозначное направление развития человека и прошлое определяет его будущее. каким было детство, таким и будет взрослость. эти идеи служат основанием для идеи воспитания. Например, если ребенок родится в семье благородных родителей, и получит соответствующее воспитание, то будет благородным. Такие идеи мы обнаружим в культурной практике европейской культуры уже в течение сотен лет. Рассмотрим подробнее принцип ПРИЧИННОСТИ. этот принцип надежно связан с системами воспитания и педагогики. В практике популярной психологии сложились некоторые идеи, которые немного трансформировали этот принцип. Мы встретим разнообразные варианты в популярной психологии, что если человек поймет стиль воспитания в своем детстве, то сможет изменить свою судьбу. И мы легко можем обнаружить следы таких идей в практике например" трансформационного тренинга" например " пережить повторное рождение" и исправить тем самым ошибки и проблемы , связанные с РОДОВОЙ ТРАВМОЙ и так далее. Эти причинно-следственные идеи кажутся широкой аудитории совсем привычными и потому представляются им разумными. однако на практике мы знаем, что поиск причины часто завершается простой ситуацией:" была у меня одна проблема, о которой я беспокоился, а оказалось, что у меня теперь две проблемы. Не только моя актуальная жизнь печальна, но и отношения в моем детстве были неправильными и болезненными". Я вспоминаю разговор с начинающим психологом. " Я ходил к своему терапевту на 12 консультаций и хочу прекратить терапию. Потому что у меня нет больше ресурсов. Мы обнаружили больше чем 10 моих проблем, и я не имею сил обнаруживать еще новые проблемы, которые мне мешают". мне не показалось это сообщение слишком наивным. видимо, консультант видел, что "обнаружение причины" создает эффект успокоения у собеседника. и минутное расслабление и благодарность клиента принимал за успешное завершение сессии. Тем самым в цикле консультаций создали затруднительную ситуацию. Принцип ЛИШНЕГО. В практике культуры мы имеем много примеров бытового представления о том, что "есть вредные привычки, которые мешают человеку жить. Надо избавиться от вредных привычек и жизнь станет прекрасной. На высоко духовном плане тоже можно найти идею чистоты, которая временно затуманена чем то неприятным или плохим. Эта идея может быть обнаружена, например, в представлении о исходной целостности и совершенстве человека. Надо убрать ЛИШНЕЕ, и человек вернется к ЦЕЛОСТНОСТИ. эти же идеи, но немного трансформированные, высказывала Карен Хорни. Мы можем обнаружить идеи о том, что "человек не хочет быть настоящим, закрывает свои настоящие чувства социальными масками и готовыми социальными шаблонами". Как практикующий консультант я предполагаю, однако, что ПРОБЛЕМЫ у человека создаются не потому, что у него есть избыток ресурсов или возможностей, которые надо УБРАТЬ, А, наоборот, сама ситуация ПРОБЛЕМЫ есть результат того, что есть ДЕФИЦИТ. И именно добавка ресурсов в область ДЕФИЦИТА приводит к тому, что саморегуляция клиента восстанавливается и ПРОБЛЕМА либо разрешается. Либо переформулируется. Например, мама приводит сына школьника к психологу и говорит, что "мальчик хороший, спокойный, покладистый, только у него есть СТРАХИ, и просит психолога УБРАТЬ страхи. А я как консультант знаю, что СТРАХ это указатель на ДЕФИЦИТ (уверенности, движения к контакту, опоры на себя, способности проявлять свои чувства). Вывод, который я могу сделать, и который стараюсь брать за основание своей практики, кажется достаточно странным и в то же время достаточно простым. Психотерапия как форма человеческой активности является частью культуры. и в то же время психотерапия предлагает некоторые фокусировки, которые будут неожиданными для обыденной культуры. Культура предлагает нам ЧТО-ТО УБРАТЬ ЛИШНЕЕ ИЛИ ЧТО-ТО НАЙТИ ТАИНСТВЕННОЕ В ПРОШЛОМ и УБРАТЬ КАМНИ С ДОРОГИ, которые появились из ПРОШЛОГО. Психотерапия, основанная на диалоге и на теории КОНТАКТА, дает мне как терапевту основание для того, чтобы создавать в общении с клиентом нечто НОВОЕ. Новый опыт, который создает возможность пережить кризис! И создать НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ в отношениях с миром. Поэтому как терапевт я призываю ничего не УБИРАТЬ , то что есть в опыте это что-то из прошлого, что мешает человеку.? Возможно, оно просто останется прошлому опыту и иногда включается в жизнь. Зато как восхитительно и волнительно создавать НОВЫЙ ОПЫТ для движения к будущему. (ЕП 2020) Источник: vk.com Комментарии: |
|