Как гештальт терапевт, я размышляю, Что присходит, когда клиент говорит "я хочу понять причины моего поведения и моих проблем. "Принцип каузальности и и тактика "убрать лишнее"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-09-20 11:43

Работа разума

Многие мои собеседники на сессии говорят о нелогичности своего поведения. Им кажется их поведение "не рациональным, не эффективным или опасным".

Им хочется узнать у консультанта, "почему я так себя веду?"

Первое. Если они узнают ПРИЧИНУ своего поведения, то их жизнь сразу станет легче и приятней

Второе. Сопутствующая идея заключается в том, что неприятности в жизни случаются потому, что ЧТО ТО МЕШАЕТ. и потому надо убрать ЛИШНЕЕ, идентифицировать и устранить то что мешает.

Эти два тезиса отражают две максимально популярные в массовом сознании обывателя идеи о причине душевного страдания. первая идея состоит в том, что есть однозначное направление развития человека и прошлое определяет его будущее. каким было детство, таким и будет взрослость. эти идеи служат основанием для идеи воспитания. Например, если ребенок родится в семье благородных родителей, и получит соответствующее воспитание, то будет благородным. Такие идеи мы обнаружим в культурной практике европейской культуры уже в течение сотен лет.

Рассмотрим подробнее принцип ПРИЧИННОСТИ. этот принцип надежно связан с системами воспитания и педагогики. В практике популярной психологии сложились некоторые идеи, которые немного трансформировали этот принцип. Мы встретим разнообразные варианты в популярной психологии, что если человек поймет стиль воспитания в своем детстве, то сможет изменить свою судьбу. И мы легко можем обнаружить следы таких идей в практике например" трансформационного тренинга" например " пережить повторное рождение" и исправить тем самым ошибки и проблемы , связанные с РОДОВОЙ ТРАВМОЙ и так далее. Эти причинно-следственные идеи кажутся широкой аудитории совсем привычными и потому представляются им разумными. однако на практике мы знаем, что поиск причины часто завершается простой ситуацией:" была у меня одна проблема, о которой я беспокоился, а оказалось, что у меня теперь две проблемы. Не только моя актуальная жизнь печальна, но и отношения в моем детстве были неправильными и болезненными". Я вспоминаю разговор с начинающим психологом. " Я ходил к своему терапевту на 12 консультаций и хочу прекратить терапию. Потому что у меня нет больше ресурсов. Мы обнаружили больше чем 10 моих проблем, и я не имею сил обнаруживать еще новые проблемы, которые мне мешают". мне не показалось это сообщение слишком наивным. видимо, консультант видел, что "обнаружение причины" создает эффект успокоения у собеседника. и минутное расслабление и благодарность клиента принимал за успешное завершение сессии. Тем самым в цикле консультаций создали затруднительную ситуацию.

Принцип ЛИШНЕГО. В практике культуры мы имеем много примеров бытового представления о том, что "есть вредные привычки, которые мешают человеку жить. Надо избавиться от вредных привычек и жизнь станет прекрасной. На высоко духовном плане тоже можно найти идею чистоты, которая временно затуманена чем то неприятным или плохим. Эта идея может быть обнаружена, например, в представлении о исходной целостности и совершенстве человека. Надо убрать ЛИШНЕЕ, и человек вернется к ЦЕЛОСТНОСТИ. эти же идеи, но немного трансформированные, высказывала Карен Хорни. Мы можем обнаружить идеи о том, что "человек не хочет быть настоящим, закрывает свои настоящие чувства социальными масками и готовыми социальными шаблонами".

Как практикующий консультант я предполагаю, однако, что ПРОБЛЕМЫ у человека создаются не потому, что у него есть избыток ресурсов или возможностей, которые надо УБРАТЬ, А, наоборот, сама ситуация ПРОБЛЕМЫ есть результат того, что есть ДЕФИЦИТ. И именно добавка ресурсов в область ДЕФИЦИТА приводит к тому, что саморегуляция клиента восстанавливается и ПРОБЛЕМА либо разрешается. Либо переформулируется. Например, мама приводит сына школьника к психологу и говорит, что "мальчик хороший, спокойный, покладистый, только у него есть СТРАХИ, и просит психолога УБРАТЬ страхи. А я как консультант знаю, что СТРАХ это указатель на ДЕФИЦИТ (уверенности, движения к контакту, опоры на себя, способности проявлять свои чувства).

Вывод, который я могу сделать, и который стараюсь брать за основание своей практики, кажется достаточно странным и в то же время достаточно простым. Психотерапия как форма человеческой активности является частью культуры. и в то же время психотерапия предлагает некоторые фокусировки, которые будут неожиданными для обыденной культуры. Культура предлагает нам ЧТО-ТО УБРАТЬ ЛИШНЕЕ ИЛИ ЧТО-ТО НАЙТИ ТАИНСТВЕННОЕ В ПРОШЛОМ и УБРАТЬ КАМНИ С ДОРОГИ, которые появились из ПРОШЛОГО.

Психотерапия, основанная на диалоге и на теории КОНТАКТА, дает мне как терапевту основание для того, чтобы создавать в общении с клиентом нечто НОВОЕ. Новый опыт, который создает возможность пережить кризис! И создать НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ в отношениях с миром. Поэтому как терапевт я призываю ничего не УБИРАТЬ , то что есть в опыте это что-то из прошлого, что мешает человеку.? Возможно, оно просто останется прошлому опыту и иногда включается в жизнь. Зато как восхитительно и волнительно создавать НОВЫЙ ОПЫТ для движения к будущему. (ЕП 2020)


Источник: vk.com

Комментарии: