ЭНдрю Маклин: Размышления о лошадях и практической биомеханике |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-09-30 11:33 ЧАСТЬ1 (из 3-х) Эндрю МакЛин – удивительный человек. В прошлом выдающийся спортсмен, он отдал много времени тренерской работе, а сегодня известен и благодаря своей научной деятельности в области исследования психологии и поведения лошадей и биомеханики. Знания, опыт и обаяние делают Эндрю замечательным собеседником! - Эндрю, в чем залог успеха тренера, работающего с лошадью? - …Все дело в общении, и это касается любых животных. Если вы умеете хорошо общаться, то и уровень безопасности повышается. Опасность начинается, когда в отношениях есть непредсказуемые элементы, особенно непредсказуемое насилие. Неважно, взаимоотношения это между человеком и лошадью, человеком и собакой, между человеком и человеком и т.д. Возможно, способность спокойно устанавливать отношения с лошадью присуща кому-то имманентно. Человек просто обладает особым языком тела, который лошадь с легкостью воспринимает. Все великие всадники, которых я встречал, были людьми практически одного типа. Они, как правило, были пассивны рядом с лошадьми – двигались тихо и плавно, без рывков... Кажется, существует что-то, что можно было бы назвать их энергией. Но ей сопутствовало и умение мастерски использовать эффект создания и снятия давления. Важна была взаимосвязь двух этих элементов. Я думаю, вы можете наблюдать это и в поведении хороших тренеров собак или других животных. Они, как правило, сосредоточены, их тела не посылают противоположных сигналов о том, чего они просят. - Получая лошадь в тренинг, вы работаете с ней, делая ее отзывчивой и уверенной, но затем отправляете ее назад, к хозяевам. Лошадь попадает в прежние условия (возможно, у ее владельцев не хватает времени, или они истеричны, или у них не так развито чувство лошади). И вот, лошадь медленно возвращается к прежнему состоянию... Как вы к этому относитесь? - Такова судьба всех, кто тренирует лошадей для других людей. Это серьезная проблема. К сожалению, люди не знают и не хотят узнавать, что им нужно делать. Кому-то удается работать «чувством», им помогает интуиция, и все удается. Базовая энергия человека влияет на успех или его отсутствие, она может приводить и к катастрофическим последствиям. В выездке энергетика особенно важна. Многим излишнее напряжение и нервозность мешают правильно реагировать на незаметные нюансы, «утяжеляют» общение с лошадью, притупляют чувства. Хорошо при этом, если, не опираясь лишь на интуицию, люди обращаются к знаниям - изучают хорошо работающие методики и осознают, как правильное понимание процессов обучения влияет на поведение лошади. Они начинают делать свою работу четче, следят за тем, чтобы не быть двусмысленно понятыми, стараются вести себя так, чтобы не путать животное. Это долгий путь, но он приводит к тому, что всадники становятся более расслабленными, учатся чувствовать и на земле, и под седлом, что делает лошадь и почему. - В этот мой приезд в Австралию я был поражен тем, как отличаются лошади от тех, кого можно было видеть 10, 15 лет назад. Однако работу всадников так же похвалить нельзя, особенно сравнивая с Эрикой Тейлор, Рикки Макмилланном... Может быть, здесь следовало бы создать центр, исследующий поведение людей, а не лошадей? Обучать людей давать правильные «ответы»? - Возможно… Что делали и делают Рикки Макмиллан, Эрика Тейлор и подобные всадники? Они правильно используют теорию обучения и добиваются от лошади того, чтобы она несла себя самостоятельно. Я знаю, что Рикки всегда старается довести способность лошади двигаться и нести себя самостоятельно до совершенства, но понимают его в этом стремлении далеко не все. На мой взгляд, эта способность лошади – венец правильного тренинга. Если вы утверждаете, что обучили птицу сидеть на вашей руке, докажите это, отпустив ее крылья! В противном случае, вы просто удерживаете птицу. Нам всем необходимо признать важность способности лошади нести себя самостоятельно! Когда вы отпускаете повод на пару шагов, лошадь должна сохранить скорость, двигаться по заданной ранее линии и сохранять рамку. Это будет возможно, если лошадь обучена поддерживать баланс. Она будет не просто красиво выглядеть, - она сможет в определенной мере расслабляться, ее организм позволит ей это! Делая какие-то вещи самостоятельно во время тренировки, лошадь ощущает себя счастливее, и это благотворно сказывается на ее здоровье. Совсем не то ощущает лошадь, затянутая в поводу. Если лошадь не может самостоятельно нести себя, последствия хронического стресса могут варьировать от проявлений заболеваний кишечника до иммунологических нарушений и даже репродуктивных расстройств. Эффекты хронического стресса из-за присутствия кортизола крайне негативно влияют на животных. Важна и согласованность. Давайте рассмотрим ключевую проблему любого всадника - переходы. Допустим, нам нужен переход в определенные сроки времени. Но как быстро? Один, два, три, четыре, пять шагов? Если мы не знаем, чего пытаемся достичь, то как мы можем превратить случайность в твердую привычку? И тут надо вспомнить о теории обучения... Если познакомить всадников с основным принципам теории обучения (а это не сложно!), они смогут улучшить свои методы работы с лошадью. Так, если переход выполняется через два шага передними ногами на шагу и рыси или через два темпа на галопе, поддерживается точная структура перехода, в результате у лошади вырабатывается привычка в разрезе «переходов». С появлением привычки обучение становится более прочным. Лошадь повторяет выученное и, скорее всего, сохранит способность нести себя самостоятельно в промежутках, что добавит ей легкости. Многие всадники делают именно так, даже не подозревая, что они делают. Многие из великих тренеров, которых я встречал, часто делают так, но редко признают, что следуют принципам теории обучения. Моя задача - научить «обычных» людей тому, что делают люди «великие». - Когда Вы говорили о напряженности всадника, препятствующей появлению чувства, я вспомнил об Эрике Тейлор и ее и идеальном чувстве ритма. Эрика была музыкантом и певицей, ее тело было мягким и гибким, - кажется, ритм сопровождал ее всегда. Многие современные всадники сидят позади вертикали и агрессивно ведут лошадь седалищем, убивая ритм. Плечи заваливаются назад, нижняя часть спины и бедра закрепощаются, все это используется для создания мощной движущей силы (которая не требуется, если лошадь находится в поводу и в шенкелях), и о ритме речи уже не идет. - Эрика учила лошадей работать в самостоятельном балансе, они несли себя сами. Некоторые могут подумать, что все поступают так же, но…нет, надо быть объективными. Для меня выездка начала угасать с уходом со всемирной арены Райнера Климке. Лошади работаются во все более глубокой и круглой рамке и с меньшей способностью к тому, чтобы нести себя самостоятельно. А судьи вознаграждают напряженное поведение, как будто не замечая, что резкие, нервные движения ног противоречат принципам выездкового ритма. Вы ведь знаете, что движения ног должны походить на движения колеса, гибко, округло, а не рывками, поднимаясь до ушей. И зрители, и судьи привыкли игнорировать тот факт, что лошади «хвостят» на давление и шпору. Это расценивается как признак того, что лошадь старается «изо всех сил». Это безумие должно прекратиться. Сейчас все развивается в лучшем направлении, но нам еще есть, куда двигаться. Я хотел бы видеть результаты истинного обучения, а не "подгонки" лошади к требованиям тестов. - Полагаю, выездка начала возрождаться с Хестером и Дюжарден ... - Это так. Я и не надеялся, что увижу такое. Однако, и на судей, и на спортсменов возросло давление. Следование принципу благополучия лошади заставляет улучшать методики работы. Лошади выглядят мягче, и, полагаю, именно этого и ждут зрители. Но я хотел бы видеть больше лошадей, несущих себя самостоятельно. Почему бы не ввести соответствующие тесты? Давайте не просто ослаблять повод во время движения по кругу, как мы сейчас делаем в некоторых тестах, проверяя, сохраняет ли лошадь ритм и прямолинейность, но не оценивая самостоятельность ее рамки. Следовало бы регулярно проводить тест на ?berstreichen, выпуская повод на два шага и ожидая отсутствия изменений ритма, прямолинейности и (!) рамки. Сегодня положительную роль играет общественный контроль. У зрителей есть телевизоры с экранами высокого разрешения – каждый может убедиться, благополучна ли лошадь. Зрители - непрофессионалы, отдаленные от спорта, часто лучше замечают проблемы благополучия лошади. Спортсмены же, бывает, становятся неуязвимыми к страданиям. Конный спорт сможет выжить, если перестанет выглядеть жестоко… - Меня потрясла выездка на Лондонских Играх. Среди 15 топ-лошадей только 2-3 казались напряженными, испытывающими стресс. Остальные выглядели так, как будто работали, находясь в зоне комфорта… - Я думаю, что Шарлотта и Карл возглавили рейтинги, чтобы вернуть нас к тому, как все и должно было быть. Я начинаю надеяться на возвращение во времена Райнера Климке, когда лошади еще не потеряли способность самостоятельно нести себя. - Мы видим результат учения Климке, когда на манеже появляется Даймон Хилл - лошадь, которая выглядит расслабленной, которой комфортно. - Если я не ошибаюсь, его выезжала Ингрид Климке... Чтобы вывести наш спорт на новый уровень, нам нужно вернуться к такой работе. Выездка - это не только «двигать, двигать и двигать лошадь». «Двигать лошадь» - не решение всех проблем. Для каждого восходящего перехода есть нисходящий, но основное внимание уделяется именно восходящим переходам. Да, они должны быть яркими и энергичными. Но нужно балансировать движение с остановкой, быстрое с медленным. Нам нужно смягчить лошадям рты, и самый простой способ начать это делать – выполнять переходы вверх и вниз через два шага передних ног. Переходы вниз, выполняющиеся через два шага (две шага передних ног на шагу и рыси и два темпа на галопе) со смягчением повода на третьем шаге - ключ к смягчению лошади. Самые глубокие переходы - от рыси к остановке. На нижних уровнях подготовки они должны выполняться через четыре шага передних ног, на средних – за три, на высших – за два. Все это будет способствовать плавности, легкости, поддержанию рамки и проводимости. Задние копыта будут ступать все ближе к передним. Пока мы смягчаем лошадь во время таких переходов, за счет повторений достигается равновесие, контакт с поводом становится более мягким. Затем контакт станет легче и между переходами, рот лошади будет ощущать трензель как нейтральный стимул, а не как постоянное давление. Играйте со ртом лошади мягко, и она будет танцевать, держитесь за ее рот, и искусство будет потеряно. - Вы успеваете работать в Австралийском центре по изучению поведения лошадей, преподаете, проводите тренинги…Как вы все успеваете? - Сейчас я преподаю в 14 странах, включая мою работу со слонами…В последнее время мой основной интерес - это изучение взаимосвязи между теорией обучения и биомеханикой. Когда дело доходит до изучения принципов обучения животных, конники склонны «замыкаться», демонстрируя принципиальную ограниченность. Никто не говорит об этом. Новые знания подчеркнуто игнорируются. Я вижу своей целью изменить этот подход, подтолкнуть людей к признанию двух уровней обучения. Первый уровень - это обучение основам команд (остановка, движение, поворот на переду и поворот на заду). Он устанавливает границы и точность требуемого поведения. И суть здесь не просто в наличии реакции на сигнал, но и в ее пропорциональности (легкий сигнал шенкелями означает небольшое увеличение темпа, в то время как более сильный просит большего ускорения во всех его диапазонах). В идеале эти реакции должны быть установлены, прежде чем мы сосредоточимся на седалище и посадке, как на средствах управления. Седалище всадника должно напоминать серфингиста, оседлавшего волну, и не влиять на лошадь непреднамеренно. Если всадник начинает сосредотачиваться на использовании седалища в качестве средства управления слишком рано, это может пойти в ущерб приобретению легкости ответов на повод и ногу, а также пропорциональности воздействия повода и ноги, и это непонимание давления может сделать лошадь ненадежной. Такие проблемы известны как дисфункции отрицательного подкрепления и вызывают наибольшее количество проблем с поведением. Лошадь, знающая диапазоны движений (включая аллюры, темп и удлинение шагов) и диапазоны остановки / замедления, а также повороты на переду и на заду, отвечающая на легкое воздействие средств управления, готова к следующему уровню. Второй уровень, фаза классического обусловливания, включает в себя признание более тонких воздействий тела всадника, так, чтобы они также могли стать сигналом для лошади к выполнению базовых заданий. Главное - последовательность. Например, всадник должен закрыть бедра во время нисходящего перехода при легком воздействии повода. Для конкретного ответа он может акцентировать внимание на седалище или смещении веса. Я обобщаю, потому что у разных тренеров есть разные способы воздействия седалищем, и я не думаю, что это важно, если: a) вы согласны и b) вы используете седалище в соответствии с биомеханикой. Разделение этих двух уровней - фаз оперантного и классического обусловливания - должно выполняться не только для лошади. Оно учит всадника, как нужно использовать шенкеля и повод, показывает, как на них отвечает лошадь. Я не недооцениваю воздействие седалища – у него своя роль. Но настаиваю на том, чтобы всадник научился использовать создание и смягчение давления, используя очень легкие сигналы, прежде чем он сосредоточится на работе седалища. Это важно, ведь существует столько проблемных лошадей, которые знают многое о воздействии седалища, но мало знают о воздействии повода или шенкелей. Такое положение очень тревожит лошадей, особенно когда работа поводом сосредоточена на своей первоначальной цели - замедлении. Кроме того, многозадачное обучение всему одновременно является беспорядочным и заставляет людей делать невозможное. Лошади, которые реагируют на седалище, но не акцентируют внимание на поводе и шенкеле, могут быть опасны в стрессовых ситуациях, что увеличивает риск получения травмы. Это происходит потому, что, когда стресс высок, воздействия седалищем и голосовые команды менее заметны (адреналин действует как анальгетик). Лошади безопасны только в том случае, если они понимают давление! Понимание важности оперантных средств управления необходимо! Это основы! Мы должны признать первенство повода и шенкеля, особенно повода, потому что в наши дни оно упускается из виду, и всадников обычно учат только тому, что повод - это «контакт». Повод не только замедляет, но и сокращает движение. Мы не всегда видим это, потому что на хорошо обученной лошади этот фактор незаметен, однако он подтвержден исследованиями в области тензиометрии, и его следует оттачивать. Всадники склонны замечать только то, что они используют свое седалище, потому что на хорошо выезженной лошади его влияние будет намного более заметным. Однако всегда есть воздействие поводом; поэтому оттачивание ответов на него имеет смысл. Повод также является основным механизмом поворота. Направьте лошадь на галопе на сплошную стену, и я посмотрю, какие средства управления вы выберете. Посмотрите на троеборца на кроссе, когда он заводит лошадь на узкое препятствие. Остановка, движение и поворот - это основы. Мы должны отойти от взгляда, согласно которому основы - это ритм и расслабление. Ритм и расслабление - это существенные качества основ, но не сами основы. Если мы поймем, что основополагающие принципы состоят в том, чтобы заставить "мотор" лошади работать от легких сигналов, тогда мы должны понимать и все те вещи, которые делаются поводом и шенкелями. Определение приоритетов в обучении - это большой шаг вперед. .... Источник: vk.com Комментарии: |
|