Я проанализировал несколько десятков советских и российских учебников по введению в языкознание, которые смог найти в сети |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-08-06 11:39 Я проанализировал несколько десятков советских и российских учебников по введению в языкознание, которые смог найти в сети. Картина далеко не радужная. В большинстве из учебников есть вот какие темы: сущность языка, языковые уровни, язык как система знаков, происхождение языка, язык и общество, письменность, языки мира, принципы развития языка. Помимо этого во многих учебниках встречаются темы: прикладные проблемы языкознания, методы языкознания, речь и коммуникация, язык и мышление, история языкознания, языкознание среди других наук, сравнительно-исторический метод. Как правило, в учебниках представлено, так сказать, «застывшее ядро» вопросов языкознания, оформившееся к 60-м гг. прошлого века. Такие направления, как теория функциональной грамматики, теория текста, теория жанров, психолингвистика, коммуникативная, компьютерная, когнитивная лингвистика и т.д., не представлены почти ни в одном университетском учебнике. Многие авторы располагают материал в соответствии традиционным системно-структурным взглядом на язык: сначала даётся фонетика, затем морфология, лексика, иногда синтаксис простого предложения, а далее — проблемы языка и общества, языка и мышления и т.п. Но работы, обосновывающие и аргументирующие такую последовательность, лично мне неизвестны. Если смотреть на учебник как на инструмент работы преподавателя, то этому последнему приходится самостоятельно и субъективно, методом проб и ошибок решать, какая последовательность тем наиболее целесообразна, удобна и эффективна для его работы. Филологов, переводчиков, учителей и других специалистов учат по одним и тем же учебникам, хотя уже в 50-е годы прошлого века высказывались мнения (оставшиеся гласом вопиющего в пустыне), что этот курс должен быть дифференцированным. Все эти минусы проанализированных учебников являются, на мой взгляд, прямым следствием того, что в течение многих лет эти и другие вопросы преподавания курса «Введение в языкознание» не обсуждались в научной печати. Недавно вышедшая моя статья как раз и является попыткой начать такое обсуждение. Я убеждён, что сегодняшнее преподавание основ языкознание больше не может просто опираться на опыт ХХ века. Но как его переработать — в одиночку решить невозможно, необходим обмен опытом и мнениями. Выработка некоторого минимума тем или проблем языкознания, а также дополнение этого минимума в зависимости от «направленности» и дифференциации учебника (для какого направления подготовки он предназначен в первую очередь) должны стать результатом и вместе с тем началом широкого обсуждения этого сложного, но не безнадежного вопроса. В противном случае каждый преподаватель так и продолжит просто подбирать или создавать учебник под себя, ориентируясь только на свой субъективный опыт, а его коллеги будут такими же разрозненными одиночками, но не членами единого сообщества, объединенного общими проблемами и целями. Источник: vk.com Комментарии: |
|