В Вышке разрабатывают ИИ-помощника для студентов |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-08-24 11:47 Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека». О том, как пользоваться нейросетевыми моделями, какие трудности могут возникнуть при их применении, рассказали Виктория Берестова, руководитель проекта «?Применение больших лингвистических моделей для помощи студентам НИУ ВШЭ», программист Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН, и Борис Улитин, академический руководитель образовательной программы «Компьютерные науки и технологии». Чат-боты — удобный и привычный с точки зрения коммуникации инструмент. Согласно статистике, сегодня около 70% взаимодействий инициируются именно в электронном виде через мессенджеры. И образование в этом смысле не исключение. Использование чат-ботов позволяет не только упростить отдельные процессы, но и сделать их более эффективными. Например, чат-бот поможет студенту вспомнить сроки и требования к отчету по практике и получить ответ на возникший вопрос, не дожидаясь встречи с учебным офисом. Однако, отмечают эксперты, эффективность сервиса напрямую связана с качеством заложенной в него базы знаний и регулярностью ее пополнения. Искусственный интеллект и чат-боты «Если чат-бот является внешним интерфейсом, с которым взаимодействует пользователь, то искусственный интеллект — алгоритм, который по запросу извлекает из базы знаний наиболее релевантную информацию и формирует ответ, соответствующий ожиданиям пользователя», — отметил Борис Улитин. По его словам, искусственный интеллект в рамках чат-ботов — это умный алгоритм поиска, позволяющий быстрее решать поставленную задачу и учитывать больший объем сведений. Опыт Высшей школы экономики «В рамках стратегического проекта мы ставим масштабную задачу создания и внедрения ИИ-помощника, с которым сможет взаимодействовать любой студент любого кампуса НИУ ВШЭ. При этом в задачи помощника входит не только генерация ответа на наиболее общие вопросы, но и помощь в решении нестандартных вопросов, связанных с жизнью в университете», — рассказала Виктория Берестова. В перспективе это позволит получить гибкий и масштабируемый механизм решения вопросов учащихся, что облегчит работу сотрудников учебных офисов. При создании чат-бота специалисты НИУ ВШЭ применяют различные генеративные модели, в том числе YaGPT, GigaChat и др. Это связано с тем, что ни одна из моделей не является универсальной и не гарантирует высокого качества для любой задачи. ИИ-модели помогают повысить точность и содержательность выдаваемых пользователю ответов. Они также используются для структурирования данных и последующей их обработки, поскольку в образовании стоит множество задач для работы с документами (зачастую содержащими большой объем разрозненной информации). Трудности при использовании генеративных моделей в образовании «Основная трудность — это настройка модели под конкретные задачи пользователей. Даже в случае на первый взгляд общих вопросов могут обнаружиться детали, зависящие от контекста (например, курс обучения студента, содержание дисциплины и т.п.). В таких ситуациях модель может начать галлюцинировать, выдавая некорректный ответ», — говорит Борис Улитин. ![]() © Высшая школа экономики Только проводя эксперименты, обнаруживая неоднозначные или неожиданные результаты в поведении моделей, можно улучшить качество их работы в дальнейшем. «Чтобы справиться с такими трудностями, индустрия живет по завету Жан-Жака Руссо: “Час работы научит больше, чем день объяснения”. Именно поэтому мы всегда вводим метрики качества для оценки модели и их сравнения для каждой конкретной задачи», — добавил эксперт. Новые возможности благодаря ИИ С использованием технологий искусственного интеллекта появляется возможность опираться на более широкую базу знаний. Например, в случае применения ИИ в образовании можно объединять наработки нескольких учебных курсов, преподавателей, обнаруживать зависимости между различными блоками материалов и учитывать все это при генерации ответа на запрос пользователя. «Кроме того, благодаря ИИ процесс взаимодействия с пользователем становится более гибким: мы не ограничены формой вопроса, а смотрим именно на его содержание и учитываем контекст целиком», — отметила Виктория Берестова. Наконец, если добавить к модели механизм расширенной памяти диалога, появляется ощущение своеобразного проявления эмпатии со стороны ИИ, что повышает эффективность взаимодействия с пользователем на психологическом уровне. Эксперты отмечают, что при работе с нейросетевыми моделями и ИИ необходимо каждый полученный результат подвергать критическому анализу: является ли он частным, следствие ли это некой закономерности или, напротив, недоработки, с которой необходимо более детально разбираться. «Как говорил Лев Клейн, если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза — экспериментатор, три — теория. Так что главное — не бояться экспериментировать: испытывать разные модели, пробовать подходы и сравнивать их между собой», — считает Борис Улитин. Источник: www.hse.ru Комментарии: |
|