Онтологический статус и универсалии (Согласно К.Клири) |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-08-31 12:30 Американский философ из Айдахо Коллин Клири, уже знаком русскоязычному читателю. Его книги "Взывая к богам" и "Что такое руна?" "Метафизика духа" изданы в России. Сам я (админ) узнал о нём благодаря переводу двух его эссе «Какова метафизика правых?» и «Какова метафизика левых?» выполненному проектом ODAL. В своём сборнике эссе под названием "Что такое руна?" Он развивает руническую теологию, рассматривая руны в качестве примеров образных универсалий. Что такое образная универсалия? Вообще говоря, проблема универсалий одна из самых старых в европейской философии, и особенно остро она стояла в ранней христианской схоластике*. Там вопрос был о том, что выражают универсалии, реальную онтологическую сущность, или носят эпистемологический характер, т.е. являются продуктом человеческого восприятия реальности. Изначально проблема универсалий была поднята Платоном, он, приняв тезис Гераклита о том, что ввиду постоянной изменчивости мира ничего не является познаваемым** (предмет в каждой следующий момент времени не тождествен самому себе в предыдущем моменте) создал теорию о том, что все сущности можно сгруппировать в универсалии, которые суть идеи (эйдосы) которые находятся в занебесной области, а вещи наблюдаемого мира, есть суть их проекции. Для представления идеи Платона, вообразите что на некий объект светит свет с нескольких сторон, так, он будет иметь несколько теней, и далее, данный объект будет эйдосом, а тени же, вторичным бытием, его проекциями. (В современной философии Платонизм был возрождён Готлобом Фреге***, основателем современной логики и аналитической философии, согласно которому, само сознание человека пребывает в подобии мира идей, а мысли подобны эйдосам, вещи же, если говорить несколько упрощено, определяются через подобие мыслям, но об онтологии Фреге и его (крайне правых) взглядах напишем здесь отдельную статью, т.к. его онтология и взгляды местами очень симпатизируют) Коллин Клири в свою очередь, рассуждая о метафизике рун, проводит различие между интеллектуальными универсалиями, и образными универсалиями. Образная универсалия, имеет троичную структуру, а интеллектуальная двоичную, примеры можно привести такие: когда мы говорим сила(интеллектуальная универсалия), мы сразу подразумеваем ряд феноменов, стоящих за данным обозначением. Однако, мы можем в качестве одного из феноменов связанных с универсалией силы, взять Геракла, и наделить уже его предикатом выражения универсалии В таком случае, структура универсалии "растроиться"; мы будем иметь обозначение (слово Геракл), подразумеваемый им объект (сам Геракл как сущность) и при этом Геракл будет иметь то значение, какое имела "сила" в качестве интеллектуальной универсалии. Сам Клири приводит иной пример; Храбрость – феномены храбрости Сигурд – Сигурд как храбрость – феномены храбрости То есть порождая образную универсалию, береться некоторая сущность из предметов интеллектуальной универсалии, и, в некотором роде, заменяет собой место занимаемое интеллектуальной универсалией как словом, при этом у нас сохраняется интеллектуальная универсалия, в качестве обозначения сущности взятой для обозначения образной универсалии, из множества предметов/феноменов принадлежащей этой универсалии. При рассмотрении рун, ссылаясь на Эдреда Торссона, Клири приводит в пример руну Феху, которая обозначает скот, но при этом сам скот (а следовательно и руна) выражает универсалию "Экспансивной Силы" Однако, при рассмотрении руны teivaz, он вынужден отойти от своего традиционного подхода; «Стоит отметить, что в старшем футарке есть три руны, которые не совсем вписываются в представленный мною анализ: Ансуз, Тейваз, Ингваз (все они есть в англо-фризском футорке, но в младшем футарке Ингваз уже нет). Ранее я утверждал, что руны соотносятся с проявлениями мира, окружавшего наших предков, непосредственно пережитые ими либо наблюдаемые явления, как то: разные животные, деревья, природные феномены, человеческие эмоции и желания, и т. д. Но Ансуз, Ингваз и Тейваз опять же не вписываются в эту картину. Ансуз символизирует Одина, Тейваз — Тюра, а Ингваз — Ингви (Фрейр).» Далее Клири делает важную вступительную заметку; «Но Ансуз, Ингваз и Тейваз опять же не вписываются в эту картину. Ансуз символизирует Одина, Тейваз — Тюра, а Ингваз — Ингви (Фрейр). Пока оставим в стороне Ансуз и сосредоточимся на том, что Тюр — небесный бог, а Ингви— земной. Таким образом, имена богов отсылают нас к земле и небу. Почему же эти предметы обозначены именами богов» А теперь, собственно, переходим к самому толкованию онтологического статуса руны teivaz (в паре с ingwaz) от Клири; «Почему же эти предметы обозначены именами богов? Небо и земля занимали в мире наших предков особое место, остальные же явления, ставшие позже рунами, происходили либо на земле, либо на небесах. Солнце и град, к примеру, появляются на небе, в то время как скот бродит по земле, телега катится по ней, а берёза и тис на ней растут. Радость, подарок, нужда, человеческие явления, пoэтому так же связаны с землёй. Таким образом, небо и земля являются местами на и в которых другие явления появляются или функционируют. Небо и земля не представляются нам подобно объектам в небе или на земле. В прямом смысле, хотя небо и земля различимы, они не являются объектами, так как мы никогда не видим их границ, с нашей точки зрения мы не в состоянии увидеть ни предел земли, ни предел неба. Внутри неба и земли существуют разные объекты, но сами они не являются объектами внутри какой-то большей системы. Этот факт даёт небу и земле особый вид фундаментальности: они являются контекстом или горизонтом для всего остального. Поэтому небо и земля наделялись нашими предками особой нуминозной значимостью. Таким образом, Ингваз и Тейваз всё-таки связаны с миром наших предков, с небом и землёй, но взятыми в их нуминозном или божественном аспектах. Эта нуминозность была очевидна, но не глазам; чувствовалась, но не руками; слышалась, но не ушами. Это было (или есть) реальным аспектом неба и земли, особенностью, что ныне сокрыта от нашего современного мира.» А в дальнейшем, он приводит заметку уже о самом Тюре, как выражении универсалии небесного порядка; «Обратите внимание, что бог Тюр представлен руной, которая выглядит как направленная вверх стрелка, или копьё: Как известно, Тюр — это бог неба, а также бог справедливости и права. Традиционная (то есть домодерновая) концепция справедливости и права представляет собой соответствие шаблону или идеалу. Мы обнаруживаем это, к примеру, в традиционном индоевропейском понимании социальной справедливости, которое, в общем и целом, есть выполнение кастового долга (то есть соответствие назначенной роли или типу). В личности Тюра мы находим идеал, связанный с небом — как это постоянно и повсеместно встречается не только в германской традиции. Также часто встречается ассоциативная связь света и идеала. Подумайте об аналогии Платона между идеей блага и солнцем. В руне символизирующей Тюра мы обнаруживаем указание «взглянуть наверх», на небо и на свет идеала.» * — Философия МГУ, ред. Зотов, Миронов, Разин, издание 6-е. Раздел второй, глава 2. ** — Аристотель «Метафизика» *** — Собанцев.А.А. Мысль и выражение: Платонизм Фреге и Витгенштейна Источник: vk.com Комментарии: |
|