Наука - это магия |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-08-31 12:57 Мы живём в потрясающем мире, где с одной стороны у нас есть всеобщее образование, а с другой - у значительной части населения миросознание, ёмко описанное ещё Артуром Кларком: "любая достаточно развитая технология неотличима от магии". По идее, школа должна давать человеку исчерпывающий набор знаний об окружающем мире, достаточный для успешного в нём обитания. На физике нам рассказывают о том, почему кидать камень над головой или плевать против хода поезда, высунувшись из окна - не очень умная идея. Рассказывают и о том, что такое электричество, зачем оно нужно. Или о том, за счёт чего вода движется по трубам, закипает чайник и прочая, прочая. При небольшом мысленном усилии эти знания позволяют осознать и научно описать любую бытовую ситуацию. Ну... почти любую. Проблему школьного курса образования можно описать в двух пунктах: 1) это реально базис (без этих знаний пытаться разобраться в чём-то более подробно нельзя), но базис зачастую избыточный. Применить в жизни формулу кулоновского взаимодействия или рассчитать теплоёмкость воды большей части населения в принципе никогда не придётся. Как и решать сложные стереометрические задачки, составлять уравнения химических реакций и прочая, прочая. Эти знания нужны для получения других знаний, но сами по себе они не могут объяснить значительную часть процессов; 2) банальных объяснений процессов мало потому, что в отличие от базовой теории в школе довольно мало места уделяется базовой практике. Например, никто не объясняет толком, каким магическим образом электричество с электростанции оказывается в твоей розетке, как вода добирается от скважины до твоего крана или как работает радиоприёмник/телефон. Эти знания лежат на стыке разных сфер знаний, а потому часто в школьном курсе им не уделяет внимания никто. Может возникнуть вопрос: а зачем вообще всё это знать и тем более учить? Для интересующихся же есть куча передач и книг "как это работает". Но в том-то и беда, что голая теория без примеров практического, жизненного её применения бессильна. Ну и что, что ты знаешь формулы расчёта длины электромагнитных волн, если их источник в виде радиомодуля для тебя "шайтан-агрегат", творящий магию. Ну и что, что нельзя сберечь электричество, заткнув розетку "наносберегателем". Или что нельзя сделать воду ещё более водородной, чем она есть, не превратив её в не-воду. Эти примеры могут показаться глупыми: ну мало ли на что дурачки ведутся. Однако я видел немало людей, которые снисходительно смотрели на жертв таких мошенников в одной сфере, а в другой, в которой они слабо шарят, с радостью покупали чудо-агрегаты на доселе неизвестных науке принципах и сами себя убеждали, что оно работает. А причина, как я уже писал, тут в том, что многие люди обладают чертовски скудным кругозором. Я сейчас не берусь утверждать, что в школе нужно рассказывать, как работает вообще всё, что нас окружает: я понимаю, что это попросту невозможно. Я пишу о другом: значительная часть современных технологий - это чёрный ящик. Мы знаем, чего от него ожидать, знаем даже из каких элементов он состоит, но многие ли из нас смогут хотя бы в общем виде объяснить, как мобильный телефон связывается с другим абонентом? Да, это знание обычному человеку не нужно, он знает, что оно работает на какой-то своей магии и всё. Но без понимания принципов работы можно однажды стать жертвой очередного мошенника, сыплющего красивыми наукообразными терминами. Хуже того, не понимая, как работает та или иная "магия", человек может начать искать альтернативные объяснения. Собственно, отсюда растут ноги у большей части теорий заговоров - выбирай объяснение, которое более укладывается в твою бытовую логику, и вперёд, воевать с колдунами-учёными. Эта беда тем страшнее, чем больше нас окружает сложных и необъяснимых вещей. В условии отсутствия непререкаемых авторитетов чисто научное знание и знание шизотерическое для обычного человека приобретают равный вес. Знание просто принимается на веру, без попытки его осмыслить - если что-то непонятно, просто верь, что так и есть. Такая сакрализация знания приводит к потрясающим эффектам. НАУКА, именно так, заглавными буквами и с придыханием, становится для одних святой коровой, заменой Богу и всесильной вещью, которая заставляет двигаться механизмы этого мира. Наука не подчиняется законам, она творит чудеса и может всё. Для других, {{{наука}}} - произносить с интонацией, как будто перед вами что-то отвратительное - это всего лишь религия колдунов-учёных, скрывающих тайное знание о реальном положении вещей. Перемещение из первого состояния во второе и обратно может быть свободным, так как это всего лишь вопрос веры, а не сложившейся системы убеждений. Вчера ты верил в школьный курс физики, а сегодня узнал про чипирование и понеслось. Более того, один и тот же человек может вполне разумно рассуждать об одних вещах, знать как оно работает, и при этом быть фанатиком-веруном в других областях знания, далёких от его сферы интересов. Сегодня уже никого не удивишь школьными учителями (!), верящими в шизотерику и рассказывающими ученикам про память воды и "учёные скрывают". Да чего уж там, если есть профессора и академики, несущие свет лженауки в массы. Им пытаются противостоять различные популяризаторы науки, но их борьба обречена: если бы речь шла только о категориях знания, то, конечно, победа была бы абсолютной, но у нас тут речь о религиозном сознании, о вере. Да, в большинстве своём запудрить мозги про какие-то совсем уж простые вещи сложно, если можно эти вещи наглядно опровергнуть. Но проблема-то в том, что сегодня нас окружает такое число явлений, которые не то, что наглядно опровергнуть нельзя, их и объяснить доходчиво могут единицы из миллионов. И что же делать? Жить, развиваться и стараться нести свет знаний другим. Любопытство и пытливый ум - вот те качества, которые человек не должен терять никогда. Но даже если ты любопытный, если впитываешь знания как губка, то рано или поздно всё равно будет предел, за которым находится тьма неизвестного : того, что придётся в любом случае принять на веру. Хорошо, если это будет квантовая физика, астрофизика, молекулярная биология. Не каждому же дано знать всё. Плохо, если это знания о работе окружающих тебя повседневных вещей. Хотя, может быть, и хорошо. Жить в мире, полном магии и чудес - прекрасно, главное правильно выбрать авторитетов-магов, объясняющих пределы этой магии, чтобы не остаться в дураках. Источник: vk.com Комментарии: |
|