На своём пути в психотерапии я обращаю внимание на такой феномен: чем дальше я продвигаюсь в освоении своего психологического мира, тем больше своего одиночества мне оказывается заметно |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-08-26 12:15 На своём пути в психотерапии я обращаю внимание на такой феномен: чем дальше я продвигаюсь в освоении своего психологического мира, тем больше своего одиночества мне оказывается заметно, тем менее интересно становится строить близкие отношения с теми, кто не в терапии. Да и с теми, кто в терапии далеко не всегда удается почувствовать и удержать ту глубинную эмоциональную связь, потребность в которой, чем дальше, тем более актуальна. Об этом я довольно часто слышу и от коллег. Одно из объяснений, к которому я пришел - это то, что психотерапия неизбежно развивает чувствительность, усложняет, утончает восприятие вообще и в отношениях в частности, тем самым с каждым годом, получается, урезая (на самом деле нет) потенциальное количество людей с которыми хочется вступать в отношения. Получается парадокс - многие идут в психотерапию, чтобы наладить отношения с другими, но чем дальше, тем острее начинают замечать свой разрыв с людьми вне специально обустроенных для этого условий терапевтического пространства. Но вникая глубже в философию Хайдеггера я стал смотреть на эту ситуацию и по-другому. Одним из важнейших фокусов внимания Мартина Хайдеггера стало движение к подлинности человеческого существования из поверхностности, самотчуждения и объективации других. Необъяснимая тревога и страх, охватывающие порой людей, особенно ближе ко второй половине жизни, являются зовом к подлинности из отдаления человека от самого себя и своей природы целостности в угоду поверхностному скольжению в слое пустой болтовни и уводящей от сути человеческого сущестовования нарочитой публичности. Хайдеггер противопоставляет этому сложное понятие Dasein [‘da:zain], как я бы перевел - «бытие-в-присутствии», то есть полнокровное переживание потока жизни, неотделимой частью которого мы и являемся. Dasein, говорит Хайдеггер, первично, а «Я» - вторично, оно появляется из присутствия в первичном опыте. Dasein раскрывается целым рядом экзистенциалов, по другому говоря, экзистенциальных граней бытия. Один из которых - «бытие-с-другими». Через этот и другие экзистенциалы человек может проникать в сущностное ядро своего бытия, обретая свою подлинную суть. Но «бытие-с-другими» - это не поверхностное общение, а со-бытие, соприкосновение через присутствие в бытии каждого, полноценная близость между глубоко индивидуализированными жизнями. То есть один из путей познания своего бытия и реализации своего Я - это присутствие в близости с другими. Если посмотреть на психотерапию через призму понятия Dasein - то это путь раскрытия своей подлинности как части единого поля жизни через присутствие в нем. И тогда это неизбежное отдаление от пустопорожнего общения с теми, кто не хочет, и имеет, кстати, на это полное право, не идти в глубину встречи с собой и другими. В дальнейшем движении на этом пути неизбежно приходишь и к осознанию одиночества как экзистенциальной данности, потому что рано или поздно приходится принять невозможность полного познания ни себя, ни другого, и в этом мы остаёмся одиноки сколько бы ни старались познать друг друга. Тогда одиночество перестает восприниматься как проблема, это важная составляющая подлинной жизни человека, не отрицающая при этом близости с другими. Всё это мне лично помогает по-другому взглянуть на парадокс психотерапии, когда идешь сюда, чтобы приблизиться к другим, а в итоге отдаляешься от многих. Приближение к своей подлинности неизбежно постепенно меняет круг людей, с которыми интересно общаться дальше. Более того, по мере прохождении психотерапии меняется и отношение к одиночеству вообще. Оказывается, что одиночество и близость можно рассматривать не только как полярности, но и вообще-то как разные измерения человеческого существования, не противоречащие друг другу, но даже вполне дополняющие друг друга переживания. Олег Чирков Источник: vk.com Комментарии: |
|