Н. Бернштейн о феномене сознания

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


"Говоря совсем просто, для явления субъективного необходимо, чтобы могли одновременно, но раздельно, переживаться воспринимающее "я" и воспринимаемая вещь. Сознание, по сути, двучленно, точно так же, как двучленно любое речевое выявление его в виде суждения: я вижу солнце, я хочу есть, я рублю дерево. Глаголы во всех этих суждениях как раз выражают собою отношение, в какое ставятся между собою оба главные члены суждения <...>

Очень важно указать на то, что рефлекс есть одночленное явление (по крайней мере в его центральной части) <...>

Там, где нет сознания, там судьбу реакции решает самостоятельно единственный очаг наибольшей возбудимости, о котором говорил акад. Павлов, и решает, очевидно, в полной механической зависимости от той раздражающей ситуации, которая и перевела его возбудимость в возбуждение. Возможность перешагнуть через эту внешнюю ситуацию, войти с ней в противоречие, пойти ей наперекор существует только там, где объективные мотивы внешней ситуации могут быть перевешены субъективными мотивами из области содержания сознания <...>

Наблюдая за собой, за своими психическими переживаниями, ощущениями, мыслями и т.п., мы раздваиваемся: наша личность оказывается одновременно... и наблюдаемым объектом, и наблюдающим субъектом <...>

Таким образом, если и не всякое сознание (готов оставить здесь вопрос открытым), то, бесспорно, всякое то сознание, относительно которого мы можем точно знать, что это именно сознание, неотделимо от самонаблюдения, т.е., от упомянутого уже активного противопоставления "себя" переживанию или объекту. Иными словами, невозможно провести строго различия между явлениями сознания и возможностью поглядеть на себя и свои психические содержания "со стороны". Я иду машинально, бессознательно ставя куда надо свои ноги и осуществляя задуманный маршрут, но я могу захотеть в любой момент делать то же самое сознательно. Попробуйте разобрать, в чём будет состоять разница ходьбы с включенным сознанием от ходьбы машинальной, и вы убедитесь, что она целиком сведётся к включению самонаблюдения".

Н. Бернштейн. Современные искания в физиологии нервного процесса.


Источник: vk.com

Комментарии: