Как менялось продвижение в Яндекс

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Попробуем вспомнить, как менялось продвижение сайтов в Яндекс. Именно как это выглядело на практике, а не сухое перечисление алгоритмов и их особенностей.

Материал получается просто огромным, а потому имеет смысл разделить его на несколько частей (я вижу 3-4 части).

И сегодня мы начнем с наиболее яркого периода (2017-2020 годы).

На самом деле, именно 2017 год стал границей, которая отделила “старое” сео от “нового”. А потому, именно с этого периода и хотелось бы начать. Именно тут мы столкнулись с необходимостью равномерного распределения ключей по документу и впервые начали работать с LSI.

Если статья зайдет – допишу и остальные части, а затем можно все это будет объединить в единый материал.

Ну что, поехали?

ПРОДВИЖЕНИЕ В ЯНДЕКС 2017 - 2020

Кстати, изучил все материалы в сети по этому вопросу. Везде есть сухие данные, вида вышел YATI и он умет так-то, но вот что изменилось на практике… Таких материалов я не нашел.

Чтож, попробую быть первым.

Буду писать из своего опыта, экспериментов и опыта учеников и участников закрытого сообщества, которые делятся со мной информацией и практикой. А выборка тут совсем не малая. Всего учеников у меня около 3 000 и в одном только закрытом сообществе 1000 человек.

2017 - БАДЕН, ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

2017 год был ключевым и содержал в себе самые большие изменения, которыми мы пользуемся и по сей день. Именно в 2017 году вышли 2 важнейших алгоритма, которые перевернули модель продвижения сайтов в Яндекс с ног на голову.

БАДЕН-БАДЕН

23 Марта 2017 года - официальный анонс алгоритма Баден-Баден.

От себя скажу, что это одно из самых знаковых событий, оказавших огромное влияние на всю отрасль SEO. Именно выход Баден-Бадена разделил все на до и после.

Правила игры изменились и многие сеошники (и я в том числе) вообще не понимали что происходит и продолжали действовать по старинке (должен сказать, что многие из них и сегодня (2024 год) продолжают делать то же самое). Более того, многие курсы по сео и по сей день показывают продвижение так, как оно не работает еще со времен Бадена.

Главная проблема – интеграция ключей в тело документа, ведь многие к тому моменту привыкли просто давать копирайтеру задание со списком ключей, а далее размещать этот текст на странице, не делая больше никаких на ней изменений.

Главная же особенность была в том, что ключи необходимо теперь было равномерно распределять по документу, вшивая их во все возможные области (меню, фильтратор, таблица, плитка тегов и так далее).

Именно тогда появилась волшебная зона тега , интеграция ключей в которую проходила сквозь Антиспам алгоритмы и можно было использовать любое количество ключей в этой зоне. Яркий пример – плитка тегов. Немного позже Яндекс нам сам покажет, как надо работать с плиткой тегов))

Вначале Баден был постраничным, примерно через месяц ввели хостовый фильтр, когда весь сайт мог улететь за несколько переоптимизированных страниц.

Лечение было очень и очень простым и о нем Яндекс сам официально указал в своем блоге – необходимо было удалить все переоптимизированные тексты.

И на самом деле это элементарная задача, но многие не могли поверить в простоту этого шага, ведь все сео, которое они делали для своего сайта месяцами и даже годами ранее, строилось на написании сео текстов. Они просто не могли выкинуть всю свою работу и до последнего старались что-то там шаманить с текстами, деоптимизируя их и так далее. Но это как собака бегает за своим хвостом – энергии тратится уйма, а смысла никакого.

Для снятия фильтра необходимо было просто разом удалить все тексты.

Еще одной ключевой особенностью тут стало разбиение ключей. И если ранее для выхода в ТОП по запросу «купить букеты в Москве” нам необходимо было использовать этот ключ в тексте как есть, то теперь достаточно было, чтобы на странице хоть где-то использовались ключи «купить”, “букеты”, “Москва”.

Ключевой лайфхак этого года – сносить все тексты и использовать ключи в плитке тегов. Сайтами, которые органически использовали на себе этот подход были агрегаторы и именно в этот период начался их расцвет. И именно активным изучением агрегаторов я и занялся в тот период времени (мне и самому было непонятно, почему они везде в ТОП, даже если там и SEO то никакого на первый взгляд не было).

Первое применение мной плитки тегов было в самом конце 2017 года и именно в целях перелинковки. Но в ТОП уверенно выходили именно материнские страницы, содержащие на себе ячейки плитки тегов. Что ломало всю логику у меня в голове. Я откровенно не понимал, почему так происходит.

Как сейчас помню – это был сайт по продаже газовых балонов, на котором я впервые столкнулся с этой аномалией и лишь в 2018 году мне удалось уложить все в голове и понять саму суть.

КОРОЛЕВ

22 августа 2017 – КОРОЛЕВ и расцвет связанных слов. Яндекс начинает использовать нейронки для выявления смыслов и сопоставления карты смыслов документа и запроса.

Алгоритм Королев является новым этапом развития алгоритма Палех (2016 год), который в свою очередь работал исключительно по Тайтлам документов.

Грубо говоря, до этого момента нас интересовала исключительно "глубина” документа и именно с приходом Королева и нейросетей стала актуальна "ширина”.

ВЫВОДЫ:

Продвижение под Яндекс резко приняло иную форму.

Как было ДО:

Собрали семантику для страницы, выявили необходимую плотность ключей и отдали копирайтеру задачу на написание текста с необходимыми словами и их плотностью. Далее разместили на сайт и получили рост. В тот период огромное число интернет магазинов имело на своих страницах категорий большие портянки текстов, сделанных исключительно для этих целей. Баден и пришел их за это покарать.

Как стало ПОСЛЕ:

Выгружаем связанные слова (LSI) и основные слова из запросов и равномерно распределяем по документу, как это сделали конкуренты, которые уже в ТОП. Но на самом деле, достаточно было все тупо вписать в плитку тегов.

2018 - PROXIMA

Обновление поиска – Андромеда (19 Ноября) (появилась Проксима)

Для указания того или иного события в этом списке мне необходимо было найти подтверждение в официальных источниках Яндекса. Но с этим пунктом все было совсем непросто. В итоге удалось найти на 8-й Вебмастерской, примерно на 6-й минуте. Именно там было первое упоминание нового алгоритма ранжирования Proxima.

Как говорит сам Яндекс – «У нас много релевантных ответов и в этом проблема”.

И тут он полностью прав и логично, что с течением времени проблема будет усугубляться.

Далее несколько цитат Яндекса:

«Как находить лучшие среди релевантных – это очень тонкий момент”

“Можно добавить дополнительные сигналы для оценки.”

“Вероятность решения пользователем задачи”

«Лояльность к бренду”

Как итог, формулу Проксима мы можем представить в следующем виде:

ПРОКСИМА = РЕЛЕВАНТНОСТЬ * КАЧЕСТВО

Причем в роли качества тут выступают как хостовые, так и документные факторы.

И одним из самых ярких тут является уровень известности хоста (банально по числу запросов к бренду в месяц по Вордстат). Это основополагающий фактор, который сводит все остальное на нет. Если у тебя 1 000 000 и более запросов к бренду по Вордстат в месяц, то все остальное для тебя уже не важно.

И именно тут сотни и тысячи сеошников сломали глаза, ища секреты оптимизации у сайта Мвидео и ему подобных, хотя в тот период времени (а я тоже изучал этот сайт) – там не было практически ничего в плане seo.

Все остальное тут вода – все подходы из прошлого года работали без малейших изменений. Только вот места в ТОПе стали, можно сказать, зарезервированы для ряда жирных и авторитетных сайтов. Что, как по мне, с точки зрения качества поиска совсем даже неплохо, ведь что плохого, что везде в ТОПе стоит Мвидео? Ну разве что это бесит некоторых сеошников. А так то – бизнес белый и качественный и клиенты довольны.

Как по мне, именно этот факт стал единственным реально значимым нововведением этого алгоритма.

- 301-й редирект полностью заменил директиву Host

Помните, как раньше с бубнами и плясками мы осуществляли переезд сайта с одного домена на другой? Это был целый обряд, иначе не назвать. Теперь же все сократилось банально до редиректа.

Кстати важный момент про Яндекс Платонов. Не все знают, но на технические вопросы, вида "как правильно осуществить переезд сайта" они зачастую отвечают качественно и полноценно. Так что если у тебя есть технические вопросы – не стесняйся писать в поддержку Яндекс.

Ну и как вишенка на торте, в своем блоге, в статье – “Бывают ли хорошие тексты на коммерческих сайтах”, Яндекс сам нас учит правильно вписывать ключи в документ и работать с плиткой тегов))

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

- Яндекс добавляет чаты.

Было круто для улучшения кликабельности сниппета, но не долго музыка играла.

- ТИЦ меняют на ИКС

Смысла не имел раньше, не имеет и сейчас, хотя справедливости ради скажу, что новая метрика значительно информативнее предыдущей.

ВЫВОДЫ:

На практике все тоже самое, что и в прошлом году, правда несколько мест в выдаче теперь твердо зарезервированы за гигантами.

2019 – ВЕГА И СМЕРТЬ КАНОНИКЛА

- Алгоритм ВЕГА (17 Декабря 2019)

Продолжение развития нейросетей и поиска по смыслу.

Оценки асессоров-экспертов.

«Оценки асессоров-экспертов имеют больший по сравнению с другими сигналами вес при обучении алгоритма”

Связанные слова (LSI) играют все большую роль. Именно они становятся основной работы с текстовой релевантностью документа и это системный процесс, запущенный еще в 2016 году с алгоритма Палех, который продолжается и по сей день. В текущем моменте (2024 год) можно уже не использовать даже основные ключи из семантики и работать только со связанными словами и успешно выводить документы в ТОП. (Только не надо гипер акцентировать внимание на этой фразе, я лишь говорю, что это возможно, а не даю инструкцию к действиям).

Появились всеми любимые асессоры-эксперты в сложных тематиках.

- появилась возможность оставлять отзывы на сайт, что еще найдет свое практическое применение в дальнейшем. На данном этапе это просто одна из функций, которая особого влияния ни на что не оказывает

ЯНДЕКС УБИЛ КАНОНИКАЛ

А вот это плохая новость, которая мне очень и очень не понравилась и спутала карты по многим проектам.

До этого момента я очень активно использовал эту директиву на многих своих проектах, чтобы закрывать от индексации страницы, которые в индекс попасть не должны. И тут бац… Неканонические поперли в индекс сотнями и тысячами. И хоть цели у Яндекса были и благие – ничего хорошего на практике обычным сеошникам это не дало, лишь одни проблемы. А вот проблем тут хватало.

Как итог я полностью отказался от использования этой директивы и перешел на использование meta robots.

Закрытие в robots.txt я и так давно не использовал, потому как это мягкая директива, которая как и каноникл при определенных условиях может быть проигнорирована.

ВЫВОДЫ:

На практике все тоже самое, что и ранее, правда есть определенные технические нюансы (каноникал), которые пришлось учитывать.

2020 – ЯТИ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ САЙТОВ

2020 год в очередной раз принес серьезные изменения в продвижение под Яндекс.

Причем самые значимые изменения произошли тихо и без объявления.

На самом деле, все началось еще весной 2020 года, когда резко у многих сайтов в вебмастере пачками поползли НКС.

Особенно ярко я это увидел на сетях сайтов, которыми активно занимаюсь и по сей день. До весны-лета 2020 года мы просто делали очередной клон сайта и запускали в индекс и уже через 2-4 недели он сам по себе начинал рост. Тут уже все было не так. Многие дочки так и не начали расти, при условии, что мамки продолжали себя прекрасно чувствовать.

Проще говоря – самые большие проблемы начались именно с запуском новых сайтов, большинство старых чувствовали себя отлично.

Причем эти изменения нигде и никак не были анонсированы, но ключевым моментом тут была именно необходимость избавления от НКС.

Далее, те сайты сетей, которые в рамках своей архитектуры избавлены от потенциального появления таких страниц при дальнейшем тиражировании (построении дочек от дочек) показывали уверенный рост.

Еще одной интересной особенностью является и то, что у нового сайта В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ в течении первого месяца жизни появляются НКС страницы, которые по достижению периода около 4х недель постепенно рассасываются сами.

Так же, в конце Весны – середине Лета мы явно видим первую пессимизацию за спам в зоне тега , чего не было раньше и этот тег был полностью безопасен от алгоритмов Антиспама.

Это второе важнейшее нововведение, которое так же официально нигде не упоминалось.

Оно и понятно, ведь это была именно постыдная дырка в алгоритмах, которую проще молча закрыть, чем делать из этого анонс и представление

- ЯТИ 25 ноября (YaC 2020, статья на Хабре)

На самом деле, Яти это логичное развитие алгоритмов Палех и Королев и именно при Яти мы впервые могли наблюдать в выдаче сайты, которые вставали в ТОП исключительно на базе смыслов, не имея прямого вхождения ключей в документ (далее это направление будет только расширяться).

Если говорить просто – этот тот же Королев на стероидах. Ведь Королев умел искать смыслы лишь по важным участкам текста в документе (да, он анализировал и использовал далеко не весь документ), то Яти, вроде как, умеет анализировать вообще все, что на странице есть и строить карту смыслов. Более того, используется не только сам документ, но и запросный индекс для этого документа по кликам. Тоесть мы вышли за границы документа для определения смыслов.

Каких-то реально значимых изменений на практике Яти не принес, кроме тех пунктов, которые произошли еще Весной этого года.

- отзывы о сайте доступны в Яндекс браузере

Вроде незаметная, но очень важная новость. И вот это очень интересный момент, который я лично открыл для себя только в следующем году.

ВЫВОДЫ:

Значительно изменилась общая модель запуска новых сайтов. Если ранее можно было построить структуру под семантику, развернуть на сайте и наполнить хоть как-то (сделать все страницы условно одинаковыми), то теперь так не работает. Вероятно, это и связано с тем, что Королев учитывал лишь некоторые части документа при построении карты смыслов, а вот Яти учитывает уже все.

Теперь такие молодые сайты (со страницами с условно одинаковым наполнением) просто валялись на дне и необходимо было так проектировать шаблон и сами страницы, чтобы они максимально отличались друг от друга в рамках сайта.

Поломали волшебную зону тега .

В остальном все по старому.

В ЗАВЕРШЕНИЕ

Материал будет обновляться и дополняться.

Если есть, чем дополнить статью – пиши, будем вместе дополнять.


Источник: vk.com

Комментарии: