Поговорим о проблемах преподавания основ линейной алгебры |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-07-21 11:43 Поговорим о проблемах преподавания основ линейной алгебры. То, что здесь написано дальше, является моим личным мнением, на основе которого я в будущем свой учебник и свои пособия напишу. На первом скриншоте логическая схема параграфов 12.3 и 12.4 в учебнике по Калькулюсу Стюарта, она более-менее типичная. В чем проблемы этой схемы? 1. Очень немотивированные определения. Для определения cross product хоть какая-то мотивация дается, но непонятно, почему именно такой знак и почему не умножить это на константу. В случае прочих определений - вообще непонятно, откуда они берутся. 2. Схема довольно запутанная, и из неё становится понятно, почему этот материал очень сложно воспринимать, читая подряд. 3. Все геометрические интерпретации формул и свойства вводимых объектов доказываются просто длинными вычислениями в лоб, возникает ощущение, что это какая-то магия, которую можно только запомнить. Т.е. сначала куча формальных операций с символами, а потом внезапно раз - и свойства какие-то возникают, интерпретации. Почему так, какой смысл за этим стоит - не раскрыто. 4. Видно, что часть необходимых вещей для понимания просто отсутствует. В частности, ни слова нигде про то, что определитель - это абсолютно антисимметричная форма и с чем это связано. Соединение свойств векторного произведения и определителей тоже производится абсолютно случайным (в смысле произвольным) образом. Нет никакого объяснения, почему они так взаимосвязаны. Проще говоря, можно все эти претензии свести к одной: материал изложен таким образом, чтобы, с одной стороны, материал был бы изложен весь, а с другой - никакого понимания смысла не возникло. Кроме того, в геометрической теме практически полностью отсутствуют рисунки, а те, что присутствуют - мало полезны для того, чтобы интерпретировать объекты. Например, там использован рисунок, чтобы показать разность двух векторов в формуле для теоремы косинусов. Почему так происходит? На мой взгляд, подобные курсы - результат длительной эволюции курсов. Есть определенные требования, курс оптимизируется под то, чтобы студенты смогли сдать экзамены по нему с минимальной затратой усилий и с максимальным результатом. Если внимательно посмотреть на схему и доказательства из самой книги, то можно обнаружить, что она составлена таким образом, чтобы все доказательства фактов можно было бы провести максимально тупым образом путем вычислений в лоб. На последующих скриншотах покажу, какие там доказательства. Отмечу, отдельно, например, что российские курсы в среднем лучше. Прикреплю, как те же темы излагают на физфаке МГУ. Смысла там существенно больше и определения более понятные, но тем не менее в целом всё скорее точно также, как в американском Калькулюсе. Какие выводы можно сделать из происходящего? 1. Оптимизация курсов по критериям в духе способности студентов сдать экзамены по итогу их прохождения - ведет к технологизации образования и его выхолащиванию. Чем жестче настроены KPI, тем стремительнее происходит уничтожение образования. 2. Длительная эволюция учебных курсов, идущая на самотек и не контролируемая преподавателями, что, зачем и в какую сторону эволюционирует - легко приводит к печальным последствиям. 3. Образование развивается не путем последовательной эволюции. Путем последовательной эволюции оно деградирует. То есть все скачки в развитии происходят революционным путем, за каждым таким скачком следует процесс медленной эволюционной деградации. При этом на начальном этапе, возможно, деградации даже не видно, так как образование постепенно адаптируется к новой системе, а новая система может оказаться слишком сырой. Предложу конкретные выводы применительно к преподаванию линейной алгебры. 1. Изложение должно быть в обратном порядке - то, что в текущих курсах называется аксиомами, должно быть в самом конце. А начинать нужно со свойств основных объектов, которые вводятся на основе того, какими свойствами обладают ориентированные объемы, площади, проекции и тому подобные вещи. 2. Можно заметить, что в существующем изложении просто отсутствует огромное количество кусков, важных для понимания. Единые объекты разорваны на куски, в итоге каждый кусок по отдельности выпадает из контекста, а связи между кусками становятся непонятными и случайными. Чтобы это устранить, следует сразу начинать с определений геометрической алгебры, но не в том виде, в каком они есть в пособиях по алгебрам Клиффорда, а через геометрические объекты и их свойства. Например, скалярное и векторное произведение - это две нераздельные части одного объекта, Клиффордова умножения, и без понимания этого объекта связи между ними кажутся загадочными. Кроме того, загадочными выглядят связи между векторным произведением и определителей, если не ввести внешнее произведение. А также - симметрические и антисимметрические многочлены, и их смысл. 3. Обычной здесь является следующая схема: сначала двумерные объекты, потом трехмерные. В более абстрактных курсах - сразу многомерные. Но самой простой и эффективной, на мой взгляд, будет принципиально иная: 2D - > 1D -> поверхность двумерной сферы -> 3D. Дело в том, что в 2D уже есть все специфические свойства вводимых объектов, в 1D их просто не видно, а в 3D они уже слишком сложные. Свойства же 3D во многом вытекают через то, что SU(2) является универсальной двулистной накрывающей группы SO(3). Основы теории групп на базовом уровне можно тоже сразу в линале давать - через вполне конкретные группы, а также через теорию перестановок. 4. 3D и геометрию поверхности двумерной сферы надо через кватернионы излагать сразу и матрицы Дирака. Так гораздо яснее, откуда что берется и почему. При этом куда проще доказательство векторных формул через кватернионные, чем наоборот. Например, можно посмотреть в википедии, какое есть доказательство кватернионных формул - оно совершенно запутанное, искусственное, и непонятно, как до такого вообще можно додуматься. А кватернионные формулы, тем временем, легко выводятся напрямую из свойств геометрических объектов, которые с помощью них описываются. 5. Всё это очень естественным образом соединяется с проективной геометрией, которая появляется в изложении просто по ходу дела. 6. Можно в конце каждого раздела делать соединение с физикой. В частности, из свойств объектов 2D вытекает вся классическая механика и её геометрический смысл. А при переходе к кватернионам можно получить "бесплатно" весь электромагнетизм и теорию относительности. 7. Понятное дело, что в таком подходе комплексные числа, например - это не что-то отдельное, а просто геометрический объект в 2D (а именно - двумерный бивектор). Трехмерных линейно независимых корней из минус единицы, кстати говоря, всего 4: три бивектора и один тривектор. Первые 3 представляют собой составные части кватерниона, а четвертый совпадает с мнимой единицей по свойствам. 8. Удобно сделать первый семестр геометрический, т.е. посвященный геометрическим объектам и системам уравнений. А второй семестр - уже про операторы и основы тензорного анализа. Естественным мостом между всем этими двумя семестрами являются матричные представления групп всех изучаемых геометрических объектов, а также их операторная интерпретация. 9. Алгебру следует понимать и излагать так, как это предлагал Шафаревич. Алгебра - это координатизация. 10. В изложение добавить обобщение теории на произвольные кольца, как сделано у Вавилова. Но сделать это после изложения всей теории в евклидовом пространстве. Тогда возникает простой мост от почти школьной точки зрения к "точке зрения профессионального алгебраиста" Источник: vk.com Комментарии: |
|