М.М. Решетников о 2000 лет ошибок и заблуждений

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


22 июля ежегодно отмечается Всемирный день мозга.

Предлагаем вниманию читателей фрагмент монографии ректора Восточно-Европейского института психоанализа, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук, профессора М.М. Решетникова «2000 лет ошибок и заблуждений. Методологические предпосылки и основания нематериальной теории психики».

На протяжении двух последних тысячелетий проблема психики решалась в самом примитивном виде на основе гипотезы Гиппократа, провозгласившего, что вместилищем всех психических процессов является головной мозг. К последователям этих гипотетических представлений о психике, прежде всего, нужно отнести таких выдающихся ученых как Р. Декарт (2), И.М. Сеченов (19), И.П. Павлов (14), которые на столетия определили основные направления развития физиологии, психологии и психиатрии. Не будем упоминать множество менее известных имен, но сразу отметим, что ошибки гениев — это великие ошибки, и к ним мы еще вернемся.

По сути единственным оппонентом Гиппократа был Аристотель, который считал нелепым то, что некоторые «философы связывают душу с телом и помещают ее в него». Но благодаря авторитетной поддержке упомянутых выше гениев гипотеза Гиппократа постепенно приобрела статус главенствующей научной доктрины, которая по мере развития науки и появления более тонкой аппаратуры для исследований постоянно уточнялась.

Психику искали в коре головного мозга, в извилинах головного мозга, в желудочках мозга, в подкорковых образованиях, в условных рефлексах, в электрической, волновой и квантовой активности мозга и т. д. И наконец: «О, чудо!» — ее нашли в синаптической щели (25), негласно признав обмен медиаторов новым эквивалентом психики и основной мишенью практически всей современной психофармакологии.

Даже удивительно, что на протяжении двух тысячелетий ученые не замечали подмену понятий: они говорили и писали об изучении или о терапии психики, а изучали и «лечили» мозг, параллельно изобретая псевдофизиологическую и псевдопсихологическую терминологию для описания «мозговых механизмов психических процессов».

Несколько забегая вперед, попытаемся предельно просто объяснить это заблуждение. С таким же успехом можно было бы считать, что самым главным в компьютере является его аппаратная часть: клавиатура, экран, проводники и электронные блоки (обычно обозначаемые как Hardware или «железо»); и при этом вообще забыть о существовании у компьютера программного обеспечения (Software). А затем на основании изучения материалов, из которых сделаны экран и клавиатура, а также на основании измерения напряжения и сопротивления на клеммах аппаратной части компьютера пытаться описывать: какое программное обеспечение (Software) сейчас работает и что именно оно делает?

То, что это нонсенс, вроде бы должно быть понятно любому здравомыслящему человеку. Но тогда к таким же бесплодным попыткам следует отнести еще недавно сверхпопулярные попытки расшифровки мыслей по электроэнцефалограмме (на чем специализировались десятки научных центров), так же как и сменившие их эксперименты по «распознаванию мыслей» с помощью компьютерной нейровизуализации.

У этих идей и этих научных центров есть только один чрезвычайно поучительный исторический аналог — просуществовавшая десятки лет в Научно-исследовательском институте мозга Академии наук СССР специальная исследовательская программа по изучению анатомических препаратов мозга Ленина с целью найти материальные (гистологические) основания его гениальности. Естественно, что автор ни в коей мере не отвергает находки и открытия, сделанные советскими учеными параллельно с этим заведомо бесперспективным направлением исследований, которые базировались на самом примитивном материализме. Но далеко ли мы ушли от последнего, когда переместили свои научные интересы и поиски психики в синаптическую щель?

Ложные идеи и теории периодически появлялись и появляются во всех науках. Но в отличие от всех других наук в медицине ошибочные идеи о психике имели и все еще имеют свою особую специфику. В чем же эта специфика? Сразу после появления те или иные гипотезы о психике тут же трансформировались в некие умозрительные теории психопатологии, которые тут же, как уже отмечалось, некритически внедрялись в практику терапии и даже хирургии психических расстройств.

По сути, речь идет об экспериментах над миллионами людей. Анатомический подход к «структурам психики» стимулировал идеи лоботомии и рассечения мозолистого тела мозга; идея электрической активности вызвала тысячи «лечебных» экспериментов с электрошоком; затем появилось и вскоре было отменено как сомнительное «лечение» с помощью инсулинового шока, а новейшие (по историческим меркам) «биохимические теории психики» вызвали появление новой отрасли химической индустрии — психофармакологии.

В итоге вся современная терапия психических расстройств осуществляется преимущественно с применением психофармакологии, которая направлена на коррекцию обмена нейромедиаторов в синаптической щели и таким образом — якобы на психику. Но вопрос о том, приводят ли эти «самые современные» методы терапии психических расстройств к выздоровлению пациентов, остается открытым.

Что объединяло и продолжает объединять всех упомянутых выдающихся ученых — от Гиппократа до наших современников? Их объединяет могущественная, заманчивая и предельно материалистическая идея: найти материальный субстрат психики. Подчеркнем — не материальные структуры, на основе которых реализуется психика, а именно материальный субстрат психики. Идея исходно порочная.

В наши дни лоботомия считается явной неудачей психиатрии, но раньше процедура выполнялась по любому случаю. Метод разработал португальский врач Эгаш Мониш, который первым провёл операцию под названием префронтальная лейкотомия. Он вводил в мозг петлю и вращательными движениями наносил части мозга небольшие повреждения. Так Монис лечил шизофрению — он понял, что пациентами после операции намного легче управлять. Позже другой врач по имени Уолтер Фримен «усовершенствовал» метод — стал оперировать через верхнюю стенку глазницы. Получалось явно быстрее. Эту процедуру мы знаем сегодня под названием трансорбитальная лоботомия. В 1949-м году Мониш за своё открытие получил Нобелевскую премию, и толком непроверенная процедура получила всеобщее доверие. Теперь её можно было проводить на законных основаниях. Вскоре лоботомию сделали тысячам пациентов по всему миру. Исключительно в лечебных целях, конечно.

Качественно иные подходы к психике предлагались учеными весьма редко. В качестве таковых можно упомянуть всего несколько имен, в частности: З. Фрейда, который после неудачи с попыткой разработки научной психологии на основе физиологических подходов рассматривал психику как эпифеномен (22); В.М. Бехтерева, который, исходя из того, что психиатрия — это наука о духе, считал ее положение в естественнонаучной медицине весьма сомнительным (1).

В противовес традиционным представлениям о психике (и развивая идеи своих предшественников, прежде всего — идею И.П. Павлова о второй сигнальной системе, к которой мы еще вернемся) в 2008 году автором вначале была выдвинута гипотеза о мозге как биологическом интерфейсе (16, 17). В рамках этой гипотезы проводилась уже упомянутая выше аналогия между мозгом и компьютером. Мозгу отводилась роль аппаратной части или «железа» («Hardware»), а психика интерпретировалась как программное обеспечение компьютера, обычно именуемое как «софт» («Software»). Соответственно, процесс формирования у ребенка способности к языковому общению, воспитание и обучение рассматривались как вариант программирования. Подчеркнем — программирования, которое, как и в технических системах, осуществляется на конкретном языке. Психика и язык не переносятся генами, они передаются от субъекта к субъекту в процессе социализации.

Психическая деятельность в данном случае рассматривалась как вариант информационного обмена и взаимодействия, а также как процессы накопления и обработки информации, которые возникают и функционируют только в случае раннего погружения в социальную (информационную) среду, как своеобразную глобальную сеть. Напомню широко известныйтезис Ж. Лакана (10), что ребенок рождается в «купель языка», или — используя современную терминологию: его психика исходно подключается к информационной сети социума (как доказано современной наукой — это происходит еще в пренатальный период).

Одно из ключевых положений предложенной в 2008 гипотезы состояло в следующем: со временем особая роль мозга будет пересмотрена и в новой системе представлений ему будет отведена более скромная, но не менее значимая роль — связующего звена между идеальным и реальным или, выражаясь современным языком — биологического интерфейса (16).

Никто не будет оспаривать, что головной мозг и нервная система — это материальные структуры, которые осуществляют регуляцию деятельности всех внутренних органов, рефлекторных реакций и адаптивных функций организма, также как и то, что на основе этих структур осуществляется психическая деятельность.

Но суть собственно психической деятельности несколько иная. Мы получаем информацию, накапливаем, перерабатываем и верифицируем информацию, производим информацию — это и составляет содержание психических процессов, пока доступных для исследования только с помощью самонаблюдения или внешнего наблюдения по их косвенным проявлениям, символизируемым в речи и идеомоторике. Однако не стоит забывать, что мысли и речь подчиняются разным законам. В итоге нужно признать, что не только в процессе бытового общения, но даже в наших научных обобщениях то, что мы думаем, и то, что мы говорим, — не совпадает гораздо чаще, чем нам кажется.

Источник: Решетников М.М. 2000 лет ошибок и заблуждений. Методологические предпосылки и основания нематериальной теории психики. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2024. С. 817.

Михаил Михайлович, (да и не он один) осторожно роет подкоп под материализм психики. )))
Личность (субъектность) человека - это его индивидуальная память и индивидуальная воля сформированные личным опытом жизни.
Носитель воли - это носитель психики.
И вопрос лишь в том, это мозг отдаёт команды человеку, или человек мозгу.

, чтобы комментировать

ребенок рождается в «купель языка», или — используя современную терминологию: его психика исходно подключается к информационной сети социума

И незавидная участь детей-маугли доказывает, что человек не рождается человеком.

, чтобы комментировать

, чтобы комментировать


Источник: www.psy.su

Комментарии: