Инструкции к инновациям |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-07-14 11:53 Как власти переосмысливают регулирование науки и технологий ради инновационного прорыва Трансформация российской экономики с опорой на технологии потребовала реформирования государственной политики в области науки и технологий. В 2024 году уже утверждена новая стратегия научно-технологического развития, определены ее приоритеты и перечни важнейших технологий, готовится к запуску новая ветка госполитики — технологическая. Все эти документы в общем виде направлены на устранение разрыва между наукой и промышленностью — последней предстоит нарастить инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. К 2035 году объем государственных и частных вложений должен достичь паритета. Санкционные шоки и потеря доступа российской промышленности к зарубежным технологиям потребовали переосмыслить дальнейшее развитие экономики: оно должно происходить с опорой на собственные технологии. Хотя российским предприятиям удалось во многом адаптироваться к санкциям, а экономика демонстрирует высокие темпы роста, главные санкционные риски лежат в плоскости технологического развития — инерционный сценарий развития промышленности сопряжен с последующим отставанием РФ от других стран. Однако опросы об инвестиционных предпочтениях промышленности показывают, что большинство российских предприятий как предпочитало покупать машины и оборудование западноевропейских производителей, так и отдает приоритет зарубежным станкам. Максимальная распространенность таких желаний была зарегистрирована в 2011 году, когда об этом сообщили 78% респондентов, и в 2023 году — 72%, следует из исследования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ранее исследование проводилось Институтом Гайдара). Предпочтительность российского оборудования в 2018–2024 годах оставалась практически без изменений — примерно 50%. Бенефициарами «санкционной войны» стали производители машин и оборудования из Китая, Турции, Индии. Желание покупать их оборудование среди российских предприятий выросло в 2023 году по отношению к 2021 году в три раза и в два с половиной раза — в апреле 2024 года. Проблема такого подхода в том, что поставщики из «дружественных» стран, в том числе из Китая, предпочитают поставлять готовую продукцию и не готовы делиться технологиями, отмечают эксперты Высшей школы экономики в исследовании об устойчивости российских компаний к санкциям. Разработка собственных требует значительных временных и финансовых издержек, поэтому инновационная активность предприятий в условиях санкций и сопряжена с обращением за помощью к государству. Власти, в свою очередь, разворачивают масштабные планы инновационного развития, запуская проекты «технологического суверенитета» и пытаясь сблизить науку и промышленность. Новая стратегия К марту текущего года в России появилась новая стратегия научно-технологического развития — она оформлена указом президента №145 от 28 февраля и будет действовать до 2030 года. Документ фиксирует роль науки и технологий в развитии страны: они должны стать основой для решения социальных, экономических, культурных и других задач, в том числе по обеспечению безопасности страны. Однако на пути решения этих задач стоит множество проблем: несогласованность приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на разных уровнях (федеральном, региональном, отраслевом, корпоративном), низкая восприимчивость экономики к инновациям и слабое взаимодействие реального сектора с наукой, концентрация научно-технологического и образовательного потенциала в ограниченном числе регионов страны, а также следование глобальным технологическим трендам без учета национальных интересов. Для изменения ситуации потребуется практически заново создать модель взаимодействия науки, технологий и производства, инфраструктуру для проведения научных исследований и разработок, возможности для реализации в этой сфере молодых кадров. В первом случае речь идет об организации системы трансфера технологий, управления интеллектуальной собственностью, о вовлечении научных и образовательных организаций, малых технологических компаний (МТК) в технологическое обновление отраслей экономики, а также создание системы господдержки таких МТК. В рамках второго направления предлагается создать в РФ сеть научных установок (в том числе класса «мегасайенс»), центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства наукоемкой продукции. Параллельно планируется обновление материально-технической базы научных организаций и университетов. При работе с молодежью власти делают ставку на усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышение авторитета ученых в обществе и совершенствование системы государственной научной аттестации. Действовавшая до 2024 года стратегия позволила сформировать правовую базу в области науки и технологий, а также систему привлечения кадров в отрасль и институты финансовой поддержки научной деятельности, запустить крупные научно-технические программы и проекты (в том числе «Научную технологическую инициативу»). В результате реализации новой стратегии в России должна быть перестроена система управления наукой и технологиями с учетом долгосрочного характера санкций, также власти намерены перейти к новой системе подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Управленческие решения в сфере науки и технологий должны приниматься на основе прогнозов научно-технологического развития. Приоритет — ускоренная разработка импортонезависимых технологий, освоение и локализация известных иностранных технологий для устойчивого развития ключевых отраслей экономики. Научные приоритеты В развитие новой стратегии в июне президент Владимир Путин свои указом утвердил приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий. Всего выделено семь приоритетных направлений: высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика; превентивная и персонализированная медицина; высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство; безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации; интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы; укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования; адаптация к изменениям климата, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. Перечень важнейших наукоемких технологий состоит из двух частей — 21 критической технологии (нужны для ускоренного импортозамещения) и 7 сквозных (для опережающего развития). Среди первых — технологии в сферах энергетики и медицины, микроэлектроники, сельского хозяйства, хранения и передачи информации, создания доверенного и защищенного системного и прикладного ПО, транспортные технологии, в том числе беспилотные и автономные системы, технологии космического приборостроения для развития современных систем связи. В перечне сквозных — технологии, основанные на методах синтетической биологии и генной инженерии, технологии создания новых материалов, технологии производства малотоннажной химической продукции, технологии искусственного интеллекта, технологии создания отечественных средств производства и научного приборостроения, а также природоподобные и биотехнологии. Инновации вписывают в госполитику Другой блок регуляторики касается непосредственно процессов освоения технологий и приземления их на нужды промышленности. Так, в июне первое чтение в Госдуме прошел законопроект «О технологической политике», который должен стать базой для технологического развития экономики РФ. Документ запускает технологическую ветку госполитики и подчиняет ее двум процессам: разработке приоритетных технологий и созданию инфраструктуры для освоения перспективных технологий. Законопроект регламентирует поддержку инноваций государством и регуляторные послабления на всех этапах их разработки: от исследований до поставки заказчику. В результате в России появится система управления полным циклом разработки технологий. Для этого будет запущен классификатор технологий, который позволит синхронизировать и координировать планы по технологическому развитию в различных отраслях. Главной задачей реализации технологической политики названо появление собственных линий разработки технологий. К процессу их освоения власти привлекут госкомпании, перезагрузив их программы инновационного развития, а также частный бизнес — для этого правительство развернет систему стимулирования инноваций полного цикла (налоговые льготы, инфраструктурная поддержка, поддержка развития кадрового потенциала). В частности, компаниям и инвесторам в сфере технологий разрешат в случае провала проекта не нести ответственность за потерю госсредств — для этого законопроект переосмысливает «право на риск», расширяя его на случаи доведения поддержки до технологических компаний. Крупнейшей же новацией может стать применение экспериментальных правовых режимов для освоения технологий — за счет изъятий из общего регулирования. Источник: www.kommersant.ru Комментарии: |
|