Именно понятия саморегуляция и развитие дают основание для создания единой парадигмы

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-07-18 12:00

Психология

Именно понятия саморегуляция и развитие дают основание для создания единой парадигмы, в которой прослеживается тенденция обращать все большее внимание на взаимодействие личности и ситуации в процессе развития, а сама личность понимается как гибкая структура, находящаяся в постоянном взаимодействии с миром.

Понятие саморегуляции включает в себя парадигмальный потенциал и выступает как общеметологический объяснительный принцип Д. Леонтьев, 2011)

Понятия регуляции и саморегуляции применительно к любой динамической системе или процессу означает управление параметрами процесса в соответствии с заданными критериями на основе информации о текущих параметрах системы и окружения, с которым система взаимодействует, информации , регулярно поступающей в реальном времени( Д. Леонтьев, 2011)

Леонтьев выделяет 5 уровней саморегуляции- самоконтроль, самодисциплина, самоуправление, самодетерминация и самоорганизация

Д.А. Леонтьев 2011

Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип.)

( Д.А. Леонтьев, 2024)- Структура и нарушение регуляции деятельности: точка роста культурно-исторической деятельностной психологии

, он пишет

«Идеи саморегуляции являются ключевыми для системы взглядов, которые можно назвать функциональной парадигмой в науках о жизни. Эта парадигма предполагает, что взаимодействие индивида с миром первично по отношению к устойчивым регуляторным структурам, которые формируются именно в этом взаимодействии, а не предшествуют ему.»

Развитие.

В своих размышлениях мы опираемся на теорию развития, описывающую развитие человека на протяжении всей его жизни.

Некоторые представители психодинамического направления в психологии рассматривают развитие за пределами возраста и основных постулатов психоанализа.

Эрих Фромм описывает развитие как последовательность рождений, как эмансипацию от разных форм симбиоза, от биологических до смысловых. Окончательно мы рождаемся уже в старости, хотя трагическая участь многих умереть, не успев родиться. Развитие понимается как цикл абстиненций.

Эрик Эриксон был первым , кто описал подход к развитию на протяжении всей жизни человека, он ввел термин «незавершенные задачи развития».

Казимеж Домбровский ввел термин« позитивная дезинтеграция». Это процесс постоянной смены в процессе развития личности интеграции, дезинтеграции и новой интеграции. Для того, чтобы возникла новая интеграция, прежняя реальность должна быть разрушена.

Джейн Левинджер дополнила и модифицировала теорию развития после Эрика Эриксона. Это новая теория. Современная. Она описывает нелинейную феноменологическую модель становления механизмов саморегуляции.

Крайне важны идеи Ильи Пригожина про развитие через точки бифуркации, необратимость стрелы времени и нелинейность процесса развития , когда система оказывается в определенных точках развития перед непредсказуемым выбором. Развитие представлений о бифуркациях в неравновесных системах приводит к пониманию ограниченности принципа детерминизма и невозможности предсказуемости динамики сложных систем, к пониманию законов природы как формулирующих не столько необходимое, сколько возможное и к научному обоснованию личной причинности и таких ее аспектов как свобода и ответственность. Развитие представлений о роли флуктуаций в динамике неравновесных систем приводит к пересмотру роли индивидуального действия в динамике макросоциальных систем. Идеи Пригожина чрезвычайно важны для понимания перспектив трансформации психологической науки в XXI веке от изучения предсказуемости и самотождественности индивидов к пониманию личности как самодетерминируемой и самоорганизующейся системы, создающей порядок высшего уровня из неопределенности и хаоса( Д. Леонтьев)

Дмитрий Леонтьев пишет, что личность развивается через развитие форм саморегуляции, при этом фазы развития не привязаны к возрастам. Развитие может как остановиться, так и продолжиться в любой точке. Развитие — это всегда что-то, что обладает свойством непредсказуемости, и чем дальше развитие, тем оно более непредсказуемо. При этом самый сложный аспект развития — развитие как саморганизация.

Александр Моховиков вводит феноменологическую полевую логику. Он описывает развитие через последовательное прохождение и переживание кризисов.

Гештальт-терапия изучает процесс создания опыта и посвящена поддержке развития человека.

Даже теория ментального метаболизма Фрица Перлза и стадии развития зубов уже есть теория развития, многими незаслуженно забытая. Насколько мы можем использовать свои зубы, моляры, чтобы действовать в своих интересах? Или мы готовы довольствоваться готовыми знаниями, интроектами, есть жидкую готовую пищу, чтобы избежать риска быть отвергнутыми? Или мы готовы кусаться, используя только резцы, не разжевав пищу толком, ругаться, бороться за власть, оставаясь голодными и злыми?

В этой теории есть отголоски психоаналитических мотивов, поскольку Перлз был психоаналитиком. Его концепция не могла не содержать идею моста от психоанализа к гештальт-терапии. Основной вклад Фрица Перлза в понимание развития — акцент на развитии у человека способности осваивать мир и среду по мере формирования у него соответствующих способностей и ресурсов. И анализ блокировок этой способности.

Маргарита Спаньоло Лобб также пишет про развитие как про прохождение через одни и те же точки вызовов построения циклов-контакта с приращиванием новых компетенций.

Ялом описывает развитие через принятие и проживание экзистенциальных вызовов. Им описаны 4 основных вызова— смерть, конечность, переживания ужаса. Одиночество. Вызов свободы. Смысл и бессмысленность.

Интересно, что эти вызовы соответствуют 4 стадиям цикла контакта. Ужас— преконтакт, одиночество—контактирование, свобода—контакт,  потребность в ассимиляции опыта и обретении смысла— постконтакт

Описывая цикл контакта мы пользуемся кривой распределения процесса во времени, как это делают все ученики Изидора Фрома. ЖизнЬ это усилие во времени(Марсель Пруст)

Однако, новый цикл отнюдь не начинается с преконтакта, как будто раньше ничего не было. Любой новый цикл опыта начинается с постконтакта предыдущей ситуации, содержащего незавершенную задачу. А еще точнее, каждый новый цикл опыта заряжен множеством незавершенных задач предыдущих циклов. Поле соблазняет нас большим количеством актуальных возможностей. Но мы реагируем на те из них, которые соответствуют незавершенной задаче, переживая это в преконтакте как потребность. Таким образом, «спираль», возможно, является лучшей описательной моделью связности опыта

Развитие —это принятие и последовательное проживание экзистенциальных вызовов. Оно нелинейно и осуществляется по спирали построения все новых и новых циклов-контакта с приростом возможностей принятия человеком экзистенциальных вызовов на меняющейся, вырастающей из опыта, мотивационной основе.

Я гештальт терапевт и экзистенциальный терапевт, но всегда обозначала свою идентичность как психотерапевт. Считаю, что важно объединять достижения разных подходов в единую систему понимания практики.

ГТ- это зистенциально-феноменологический подход, ориентированный на поддержку развития человека через пробуждение чувствительности к качеству своего присутствия в своей жизни.  Задача — очнуться и обнаружить себя. Энергия этой впечатленности (awareness) и есть основа мотивации развития. Главный принцип  диагностики и поддержки осознавания в гештальт терапии звучит так— позволь себе наконец осознать очевидное.  

То есть задача ГТ — не докапываться до причин сегодняшних действий, лежащих в далеком прошлом, а осознать, что именно сейчас , здесь и теперь, я делаю для того, чтобы жить именно так и иметь все свои проблемы.  Вся работа терапевта происходит на ресурсах энергии впечатленности клиента  этим открытием ( это обозначается термином awareness, чувственное импцидное знание)

Психоанализ опирается на философский принцип линейного детерминизма, у всего есть причина. Гештальт терапия работает в полевой логике, опираясь на теорию поля Курта Левина, где  суть явления  понимается через  его связь с контекстом множества взаимосвязанных факторов актуальной ситуации в ее целостном измерении.

Психотерапия опирается на феноменологию.

редмет феноменологии со времен ранних работ Гуссерля изменился и предметом экзистенциальной  феноменологии давно считается не содержание индивидуального сознания, а  способ бытия человека в мире. Феномен взаимодействия давно поставлен в центр понимания процесса бытия. И это является основанием описать  полевую теорию гештальт терапии. 

Не стоит выжимать жизнь из готовой формы, из теории, лучше искать хорошую форму под живые процессы. Каждый раз искать. Терять и искать снова, не теряя чувствительности к процессу....в каждой новой ситуации, понимаемой как соотношение фигуры и фона в  полевой модели.  

Человек в гештальт подходе понимается как «человек Живущий» , строящий и воплощающий мелодию своего бытия в мире.  При этом мы опираемся на принцип холизма, подразумевающий  целостность человека в его ментальном, эмоциональном и телесном измерении бытия. 

Self-процесс, понимается как персональное усилие во времени. Self-process — это динамическая система взаимодействия  в каждый момент времени трех функций: id, personality и ego. Каждая точка взаимодействия этих функций есть  способ организации границы контакта как способа бытия в мире Множество точек построения границы контакта и есть селф-процесс

Гештальт- парадигма: экзистенциальное измерение практики. 

Итак, вернемся к началу. Парадигма

Гештальт- терапия для меня всегда представлялась открытым пространством для взаимодействия различных теоретических подходов в практике работы с человеком, поскольку она опирается на феноменологию, теорию поля и диалог, будучи направлена на развитие человека через восстановление его чувствительности к качеству присутствия в своей жизни. Она занимается процессом саморегуляции в построении опыта. С одной стороны мы исследуем внутренний  мир человека и его способность к переживанию как к акту бытия, понимая переживание как единицу опыта.  С другой стороны все выборы воплощены в конкретных поступках человека, именно по поступкам мы можем судить о воплощенных ценностях. И в этом связь с поведенческой психотерапией в ее современном понимании произвольности поступка. При этом мы наблюдаем только поведение при невозможности непосредственного наблюдения внутреннего мира.

Картина мира  зависит от глаз смотрящего, при этом мы находимся во взаимодействии с другими людьми, организуя бытие в присутствии Другого и формируя способность к конструированию общезначимого мира. 

Именно поэтому я рассматриваю гештальт- подход как парадигму,  как динамическую взаимосвязь самых различных методов и подходов в работе с человеком. Экзистенциальное измерение дает возможность целостного восприятия различных аспектов бытия, от физических, энергетических,биохимических процессов до социальных через преломление их  сквозь человеческую психику.


Источник: vk.com

Комментарии: