Аутизм с точки зрения неврологии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-07-03 12:40

работа мозга

Ранний детский аутизм впервые описал Kanner в 1943 году. Он подчеркнул, что для аутистов характерно избегание контактов с людьми, желание оставаться в одиночестве и не использовать для

общения речь. Сегодня детей с типичным аутизмом Каннера не слишком много, преобладают атипичные формы аутизма. Врачи называют такие случаи синдромами аутизма.

Аутизм встречается у пятидесяти человек из ста тысяч, причем у мальчиков в три-четыре раза чаще, чем у девочек. По статистике медиков США, аутистов еще больше – один случай на 156 детей.

Появились даже публикации под названием «Эпидемия аутизма в США». При этом речь идет о детях с официально поставленным диагнозом, а сколько еще аутистов с легкими, не диагностированными

формами заболевания!

Среди 80 млн. жителей Германии примерно 40 тысяч аутистов, из которых 5-6 тысяч – в возрасте от 4 до 15 лет, 3-4 тысячи – от 14 до 21 года, 30-35 тысяч – старше двадцати одного года (по данным немецкого Общества помощи детям аутистам 1993 года).

Аутисты с трудом вступают в контакт или не вступают вообще. Это относится к любым происходящим событиям, ко всем окружающим людям включая родителей, ребенок не улыбается в ответ на улыбку матери, не тянет к родителям руки, не смотрит в глаза, никак не проявляет того, что отличает родителей, от других людей. Дети аутисты мало кричат, по сравнению с обычными детьми они малоподвижны, с удовольствием остаются одни. Игнорируя контакты с людьми, такие дети часто активно «общаются» с неодушевленными предметами. Не воспринимая мать как близкого человека, ребенок-аутист может живо интересоваться ее браслетами, серьгами, очками.

При своевременном становлении моторных навыков ранними симптомами аутизма следует считать расстройства пищевого и игрового поведения. Дети отвергают густую пищу при отсутствии

физиологических причин для этого. Игрушки не вызывают у них интереса – или, напротив, они вцепляются в них и не отпускают с необыкновенным упрямством. Когда аутисты становятся старше,

отчетливо проявляется их нежелание участвовать в коллективных играх.

Игра – это, прежде всего, следование определенным правилам. У аутиста нет способности к игре, нет смыслового характера этого процесса, он способен только манипулировать. По этой причине

аутисты не могут включаться в контакт с другими детьми во время игры. Глядя на кубики, ребенок-аутист не понимает, что можно из них сложить, или строит одну и ту же конструкцию, а затем ее

агрессивно разрушает. Аутист может воспринимать форму и цвет предмета, но смысл остается для него недоступным. Характерно стереотипное поведение, например, монотонное открывание и

закрывание дверей или водопроводного крана: ребенок слышит только шум – скрип двери, журчание воды, – не понимая назначение предметов.

Аутизм проявляется по-разному. В 30% случаев дети нормально развиваются до второго года жизни, затем наступает регресс приобретенных навыков и постепенное формирование аутизма.

Родители часто вспоминают, что эти изменения произошли после эмоциональной или физической травмы, после прививки. В остальных случаях на втором году жизни у детей повышается чувствительность к слуховым, зрительным, осязательным и двигательным раздражителям, а затем появляются повторяющиеся навязчивые жесты.

У детей старшего возраста заметно нарушены восприятие, социальные контакты, речь как средство общения и практически отсутствует творческий потенциал. Коммуникативные нарушения проявляются в ослабленном или отсутствующем зрительном контакте и недостаточном интересе к людям, которых ребенок использует скорее в качестве инструмента, нежели партнера. Снижен интерес

к игрушкам (или ребенок использует их слишком причудливо), однако при этом дети проявляют особую педантичность в хранении игрушек. У них развиваются повторяющиеся стереотипные движения, напоминающие похлопывание руками, кивание головой, они закрывают руками лицо, уши.

Также типичны ходьба на носочках, хождение по кругу, раскачивание, которые усиливаются при беспокойстве или в новой ситуации. Ребенок-аутист, научившись уверенно стоять, пытается бегать, минуя стадию ходьбы. Он бежит без страха, с закрытыми глазами, и ему невозможно объяснить реальную опасность таких действий.

Речевые нарушения у аутистов могут проявляться как полное отсутствие речи, как отказ использовать речь для общения, отказ имитировать звуки; иногда наблюдаются расстройства плавного

перехода от одного слога к другому, «застревание» речи.

Речь аутистов качественно отличается от речи детей с умеренной степенью умственной отсталости. Последние говорят, используя свой небогатый словарный запас, в то время как аутисты неправильно пользуются интонацией, синтаксисом и не понимают смысла фраз, построенных из сложных логико-грамматических конструкций. В некоторых случаях механические навыки языка развиты у аутистов значительно лучше, чем понимание (аутист может бегло читать, не понимая прочитанного). Дети с аутизмом обладают повышенной чувствительностью к раздражителям, особенно звукам и окружающим предметам. При этом временами наступают периоды, когда ребенок

вообще не откликается на речь, не реагирует ни на какие стимулы, даже на боль. Больные дети часто игнорируют звуки, в результате чего невозможно проверить состояние слуха. Некоторые аутисты

способны к длительному сосредоточению на собственной деятельности.

Приблизительно у трети детей с аутизмом так никогда и не развивается речевая коммуникация.

У других появляются элементы речи, которые ребенок использует для конкретных просьб. У остальных детей в течение ряда лет появляются признаки органического поражения мозга, в том числе нарушения слуха и ухудшение зрения. У небольшой части детей возникают причудливые мысли и даже бред.

Некоторые дети-аутисты ведут себя на людях вполне адекватно, но у них есть определенные личностные особенности: например, отсутствие чувства юмора и затруднение в решении

ситуационных задач.

Дети с атипичными формами аутизма, по большей части, идут на контакт и поэтому психолог может тестировать их интеллектуальный потенциал. С каннеровским аутистом это невозможно ввиду полного отсутствия контакта. Если ребенок с атипичными формами аутизма очень рано включается в комплекс реабилитационных мероприятий, то когнитивный дефект может оказаться минимальным. Показана

медикаментозная терапия после полного неврологического обследования в сочетании с психолого-

педагогической коррекцией.

Аутизм у детей – это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, он может развиваться под воздействием разных факторов. Это и инфекции (например, коревая краснуха),

перенесенные матерью во время беременности и повреждающие мозг, и прием матерью токсичных для плода лекарств или воздействие на нее токсичных веществ, это алкоголизм и наркомания матери.

Итальянский врач Антонио Парези, руководитель клиники в Сорренто, специализирующейся на проблемах аутизма, считает, что основным фактором в развитии аутизма являются асфиксия и гипоксия в родах. По его мнению, генетический фактор может быть дополнительным.

Американка Джейн Айрес, приводя доводы в пользу своей теории, постоянно говорит о детях-аутистах именно потому, что у них в нервной системе нет места, которое не пострадало бы в тяжелых

родах с грубой асфиксией (полным отсутствием кислорода в течение нескольких минут). Аутисты – это живая модель того, как ствол мозга, мозжечок, лимбическая система и другие структуры мозга

реагируют на длительную асфиксию в родах.

Ядра ствола мозга созревают раньше других мозговых структур, имеют наибольшие скорости кровотока и поглощения кислорода и глюкозы. Поэтому именно они чаще всего поражаются при острой нехватке кислорода. Нарушение функций ядер ствола мозга, например, связано с синдромом аутизма. Из-за нарушения движения глаз у детей-аутистов взгляд кажется «пустым», даже мигают они редко. Малоподвижность лицевой мускулатуры выглядит как отсутствующее выражение лица.

Нарушения развития речи и поражения слуха – наиболее часто встречающиеся нарушения при аутизме. Наиболее серьезные затруднения у таких детей вызывает овладение языком. Нарушение речи у аутистов – результат вербальной слуховой агнозии, невозможность различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них нарушена также способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.

Здоровые маленькие дети выделяют основные единицы значения (морфемы) в речи, распознавая ударные слоги. Затем ребенок использует эти морфемные единицы, чтобы создавать свою

оригинальную речь в другом контексте. В начале речь нормально развивающегося ребенка кажется «телеграфной» и примитивной, но она обновляется в каждой новой ситуации.

Ребенок с аутизмом, напротив, не понимает значения ударных слогов и не слышит акцентов на них. «Закрытый», эхолаличный ребенок с аутизмом начинает использовать морфемные единицы целиком, он берет предложения из речи других и не изменяет их, чтобы привести в соответствие с новым контекстом. Такая речь кажется «неуместной и метафоричной».

Нормально развивающийся ребенок отбирает из речи взрослого то, что ему необходимо, и конструирует выражения, которые отличаются от употребляемых взрослыми. Ребенок с аутизмом может утверждать: «Это игрушка его», имея в виду себя, то есть использовать ту форму

притяжательного местоимения, которой взрослый обозначает другого. Он делает это без какого-либо изменения интонации, а не меняет местоимение «его» на «мой».

Нарушение слуховой «тревожности» – это часть синдрома дефицита внимания у детей с аутизмом. Ребенок-аутист временами кажется глухим, он не способен ориентироваться в звуках, которые обычно привлекают внимание. Ориентировочные и мигательные реакции (которые связаны с функцией нижних бугорков) у такого ребенка могут отсутствовать. Недостаток мимической выразительности и зрительного контакта также оказывается результатом нарушения функции в

наиболее активных ядрах ствола мозга.

Какие структурные аномалии мозга могут быть причиной аутизма?

Нижние бугорки слуховой системы среднего мозга миелинизируются и начинают полностью функционировать раньше других структур. Повреждение их во время беременности матери или при

родах может вести к аномальному развитию и снижению метаболизма в воспринимающих речь областях в височных долях у ребенка.

Асфиксия в родах – также значимый фактор для возникновения аутизма. Короткий период полной асфиксии может легко пройти незамеченным, однако предрасполагает к аутизму.

Метаболически активные нижние бугорки четверохолмия наиболее часто поражаются во время асфиксии в родах. Мириады звуков окружающей среды проходят через нижние бугорки; это активный

процессор – центр для определения начала звука и измерения его интенсивности между правым и левым сенсорными каналами – ушами.

Нижние бугорки – это также «тревожный» центр, он играет роль в общем осознании и поддержании уровня сознании. Это критический компонент слуховой системы, который поражен у детей с аутизмом, даже если повреждение сразу и незаметно.

Выраженные нарушения в мозжечке и в нижних оливах ствола мозга также были неоднократно описаны при исследовании мозга аутистов.

Из-за асфиксии во время длительных схваток или трудных родов может произойти поражение любых мозговых структур. Особенно если прохождение головки через кости таза затруднено

неправильным предлежанием плода.

Перечислю набор синдромов, которые определяют развитие аутизма у детей с неврологических позиций.

Синдром зеркальных клеток

Зеркальные клетки имеются в коре головного мозга, в стволе, в лимбической системе. Они ориентированы на функцию подражания, которое бывает как двигательным, так и речевым;

сопереживание – это тоже подражание. Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, у аутистов же эта способность отсутствует. Аутист не умеет сопереживать, не понимает намерений других, не улавливает их настроения.

Аудиторный синдром

У аутистов имеется нарушение фонетического слуха, они не в состоянии перерабатывать слуховую информацию, поэтому у них всегда возникают задержки речевого развития.

Мозжечковый синдром

Аутисты часто бывают неуклюжими, у них нарушены координация и равновесие, нет автоматизации речи.

Лимбический синдром

Аутист не может выделить главные эмоциональные события: на незначительные события реагирует бурно, на значимые реакция отсутствует. Вследствие этого у детей-аутистов не возникает

чувство страха, и они не понимают опасности собственных действий.

Синдром нарушения переработки сенсорной информации

По причине сенсорных нарушений (нарушений восприятия) аутисты боятся массажа, боятся любых прикосновений к себе, у них неадекватная реакция на изменение температуры.

Ранний детский аутизм следует отличать от синдрома Asperger – аутистического расстройства личности. Диагностика этого синдрома основывается на следующих признаках: заметные отклонения

начинаются примерно с трех лет; зрительный контакт устанавливается редко и на короткое время; речь хорошо развита, уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме или даже

превышает ее (ребенок начинает говорить раньше, чем ходить); иногда возникает спонтанная речь; налицо двигательная неловкость, координационные нарушения грубой и тонкой моторики, неловкие и

неуклюжие движения. Нередко такие дети имеют выраженные специфические интересы, которым они посвящают почти все свое время. А когда становятся старше, часто страдают навязчивыми идеями.

Синдром Ретта необходимо отличать от аутистических синдромов. Впервые он проявляется в возрасте от семи месяцев до двух лет (после периода нормального развития) и имеет характерные симптомы. Перечислим их: полная утрата произвольных движений рук; полная или частичная утрата речи; замедление роста; своеобразные стереотипные, «вращательные», движения рук. Синдром Ретта практически всегда приводит к деменции – интеллектуальной деградации, часто сопровождается эпилептическими приступами. В отличие от аутизма, синдром Ретта редко приводит к самоповреждению.

Аутистические синдромы следует отличать от умственной отсталости. У умственно отсталых детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам. Кроме того, не отмечается речевых и двигательных проявлений, свойственных для раннего детского аутизма.

Дети с шизофренией, в отличие от детей-аутистов, часто демонстрируют бредовую симптоматику или галлюцинации. При этом до момента их появления развитие происходит без заметных особенностей.

Наконец, аутизм не следует путать с синдромом госпитализма – депривационным синдромом.

Под госпитализмом понимают расстройство, вызванное дефицитом факторов, стимулирующих развитие. У таких детей тоже нарушаются способности к контакту, но чаще в форме депрессивной симптоматики. При этом типичных симптомов детского аутизма не наблюдается.

Атипичный аутизм – один из часто встречающихся вариантов течения раннего детского аутизма. О нем можно говорить в случаях общего расстройства развития, которое либо проявляется в возрасте старше трех лет, либо не соответствует диагностическим критериям раннего детского аутизма.

Большинство родителей на приеме у врача интересуются, каким именно расстройством страдает ребенок – аутизмом или интеллектуальным недоразвитием. Интеллектуальное недоразвитие в

подавляющем большинстве случаев сочетается с развернутой клинической картиной раннего детского аутизма, причем интеллектуальный дефект не является доминирующим. При атипичном аутизме часто бывает наоборот: с интеллектуальным недоразвитием сочетаются аутистические черты. Нередко родителям легче бывает принять тот факт, что их ребенок – аутист, чем смириться с диагнозом

«умственная отсталость».

В реабилитации детей с ранним детским аутизмом используются разные методики, перечислим их.

- Методики поведенческой терапии, направленные на формирование желательных образцов поведения и устранение нежелательных.

- Методы, ориентированные на физическое воздействие: интенсивное навязывание физического контакта; аудиотерапия и друг


Источник: vk.com

Комментарии: