Агрессивное поведение при аутизме

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-07-20 11:46

Психология

Агрессивное поведение является серьезной проблемой при воспитании детей с аутизмом. Ведь оно играет отрицательную роль в социальном взаимодействии.

Понимание факторов, вызывающих агрессивное поведение при РАС, является важным моментом для разработки эффективных стратегий вмешательства.

Агрессия относится к поведению, направленному на причинение вреда себе или другим людям.

Дети с аутизмом могут проявлять различные формы агрессии, включая физическую (удары, укусы), вербальную (крики, ругательные слова) или иные проявления агрессии, направленные на объекты окружающей среды.

Исследования показали, что примерно половина детей с аутизмом проявляют агрессивное поведение. Важно отметить, что агрессия при аутизме не является преднамеренной или злонамеренной,чаще всего она возникает из-за трудностей: в общении, в обработке сенсорной информации или в эмоциональной регуляции.

Одним из факторов риска возникновения агрессивного поведения, является степень тяжести проявления аутизма: чем сложнее форма аутизации, тем более высокая вероятность агрессии.

Еще один фактор агрессивных вспышек у детей с РАС - отсутствие вербального общения, а именно недопонимания и не умение выражать свои потребности или переживания.

Также сенсорная дезинтеграция, дисфункции в эмоциональной сфере, сопутствующие иные расстройства (СДВГ, тревожное, депрессия т.д.) увеличивают вероятность проявления агрессии при РАС.

Именно поиск и распознавание причин агрессивного поведения позволяет лицам, осуществляющим уход за такими детьми, разработать и адаптировать стратегии коррекционного вмешательства, с учетом личных индивидуальных потребностей ребенка с аутизмом. Именно благоприятная среда, манипулирование переменными, введение эффективных методик коммуникации, дает возможность уменьшить, либо вовсе убрать агрессивное поведение.

1) Сенсорная обработка информации и агрессия

Сложности с обработкой сенсорной информации и расстройства аутистического спектра тесно взаимосвязаны. Эти трудности могут проявляться как - гиперчувствительность, гипосенсибилизация и поведение, направленное на поиск сенсорных ощущений.

Как правило, дети с аутизмом имеют более низкие неврологические пороги (т.е. болевые) к сенсорным стимулам по сравнению с нормотипичными детьми. Также они могут проявлять пассивную поведенческую реакцию (пассивная косвенная агрессия) на сенсорную информацию.

Ряд исследований показали, что сенсорная гиперчувствительность связана больше с реактивной агрессией и проявлением гнева, в то время как гипочувствительность с активной агрессией. При этом выше риск проявления агрессии именно у детей с повышенными показателями сенсорной чувствительности и поиска этих ощущений.

При коррекции агрессии сенсорный профиль может быть использован в качестве альтернативной цели лечения, особенно в случаях необъяснимой или устойчивой к манипуляциям агрессии.

Например, ребенок может наносить себе удары по голове, кусать руки в связи с поиском сенсорной информации. Если он ее находит и это удовлетворяет его потребности ощущений, то происходит автоматическое закрепление данного поведения.

Или, пример сенсорной защиты: ребенок будет избегать определенных раздражителей (стимулов) как внешних, так и внутренних, которые вызывают чувства опасности.

2) Сопутствующие расстройства при аутизме и агрессии

Частыми коморбидными нарушениями при РАС являются:

СДВГ

тревожное расстройство

эпилепсия

депрессия

биполярное расстройство

ограниченные интеллектуальные возможности

изменения гормонального баланса как в головном мозге, так по организму в целом.

Сочетание данных расстройств с аутизмом может быть разным. Чем их больше, тем ниже качество жизни ребенка и слабее адаптивное функционирование. Следовательно и выше риск развития агрессивного поведения.

Крайне важно лечить выше описанные сопутствующие расстройства посредством комплексной оценки и целенаправленных вмешательств при поддержке врачей.

Рассмотрим некоторые стратегии вмешательства при агрессии

1. Поведенческие вмешательства

* Прикладной анализ поведения (АВА) доказал свою эффективность для успешного снижения агрессивного поведения, через научение новому приемлемому поведению, для выражения своих потребностей и эмоций.

Для этого на начальном этапе проводят функциональную оценку поведения, а затем разрабатывают программу вмешательства.

* Еще один из методов поведенческой коррекции - диалектическая поведенческая терапия (ДПТ). Изначально она была разработана для людей с пограничным расстройством личности, а затем адаптирована и для детей с аутизмом. Данная методика вырабатывает навыки управления эмоциями, повышает устойчивость к стрессу и укрепляет межличностные отношения, тем самым снижая агрессию.

Важно отметить, что эффективность поведенческих вмешательств может варьироваться в отношении детей с РАС - у всех по разному. Поэтому так важна всесторонняя оценка квалифицированными специалистами.

2. Медикаментозное вмешательство

Медикаментозное лечение может рассматриваться как часть комплексного плана устранения агрессии у детей с аутизмом, особенно когда других мер недостаточно или когда агрессия представляет значительный риск для самого ребенка и его окружающих.

Препараты и дозировка подбираются индивидуально квалифицированным врачом психиатром.

Необходимо подчеркнуть для родителей, что стратегия вмешательства не должна включать только лечением таблетками (монотерапия), необходимо добавлять иные методики коррекции.

Как писали французские ученые А. и Ф. Броне: - "Ждать от ребенка с нарушениями в развитии прогресса лишь потому, что он получает пилюли или порошки, это все равно, что ждать урожая с поля после того, как в него внесли удобрение - надо ведь также и сеять!"

3. Создание благоприятной среды

Немало важный фактор - благоприятная атмосфера и окружающая среда для ребенка с аутизмом.

Родителям необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние внутри семьи, между ее членами. Нет ли напряжения негатива, ссор и и т.п.

Второе - среда, в которой живет ребенок: есть ли свое место ил комната у ребенка? Как оно обустроено. Хватает ли пространства? Нет ли пугающих травмирующих предметов? Хватает ли игрушек по интересам, меняются ли они периодически? Каков досуг ребенка, в т.ч. активный и пассивный? Как часто вы уделяете время ребенку? И т.п.

Распознание и понимание глубинных причин агрессии у ребенка с РАПС может быть не простым делом, однако откладывать на потом (перерастет), не советую. Чем дольше агрессия проявляется, тем сильнее она закрепляется. Следовательно очень важно сотрудничать со специалистами профессионалами, знающими особенности развития при аутизме на личной практике.


Источник: vk.com

Комментарии: