Вчера мир хоронил Ноама Хомского, сегодня он воскрес и сразу выписался из больницы, чему я очень рад!

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-06-20 11:57

образование

Вчера мир хоронил Ноама Хомского, сегодня он воскрес и сразу выписался из больницы, чему я очень рад! Хомскому 95, и он не сидит сложа руки. Это по-прежнему крупнейший левый политический мыслитель, - в этом качестве он у меня вызывает любовь и уважение.

Но Хомский – еще и самый влиятельный лингвист в мире, долго он и вообще был самым цитируемым ученым. Так вот, его великий вклад в науку мне не понятен. Совсем )

Суть его идей о языке такая: вы заблуждаетесь, если думаете, что язык – продукт человеческой культуры, что дети учатся ему у родителей, а грамматику узнают в школе. Язык никто не придумывал – это генетически запрограммированная способность, как умение птицы петь или умение паука плести паутину. В геноме изначально есть программа, позволяющая правильно строить и расшифровывать предложения, а процесс обучения направлен лишь на то, чтобы выучить слова и нюансы конкретного языка. Эта программа, общая для всех людей, универсальная ментальная грамматика, позволяет детям за пару лет без особой помощи взрослых освоить сложнейшие правила любого языка.

Хорошо, общая идея понятна и интересна, Хомский ее заявил еще лет 70 назад в знаменитой книге «Синтаксические структуры», - но дальше все дело за конкретикой. По Хомскому, у нас есть в мозгу «языковой орган», порождающий «глубинную структуру» любого высказывания, перед тем как оно оденется в слова конкретного языка. Но что это за орган, и какова эта структура?

Мы ведь много знаем про реальные органы порождения языка из нейропсихологии – это особые зоны в коре мозга, нарушение работы которых приводит к афазиям - нарушениям способности говорить. В 1861 французский врач Поль Брока вскрыл мозг больного афазией по кличке «Тан» (единственный слог, который тот мог произнести). У Тана, как и у других больных афазиями, было повреждено левое полушарие мозга. При повреждении «зоны Брока» в задней части лобной доли речь становился грамматически и фонетически неправильной, отрывочной. А при повреждении другого участка, - «зоны Вернике», пациенты перестают понимать чужую речь и с трудом подбирают названия предметов. То есть зона Брока отвечает за грамматику, а зона Вернике - за подбор лексики. Это настоящее знание, - а что мы узнали о речевом органе благодаря Хомскому? Приглашаю лингвистов меня поправить, но по-моему, - ничего.

О генетическом аппарате речи, – тем более, ничего, - хотя другие области науки его потихоньку изучают, просто без влияния Хомского.

То же самое про обучение языку - у нас есть настоящие знания: например, о существовании сензитивного периода для обучения речи, – примерно от года до пяти лет. Это возраст особой чувствительности к языку, - если ребёнок начинает учить язык позже, он сталкивается с огромными трудностями при построении сложных высказываний. Из найденных в лесу «Маугли» обычно не удаётся сделать полноценных людей. С другой стороны, порождению осмысленных простых высказываний прекрасно учатся попугаи или человекообразные обезьяны – они говорят на языке жестов, прекрасно переносят слова на новые ситуации, понимают смысл порядка слов – разницу между последовательностями жестов «ты щекотать меня» и «я щекотать тебя». А какой новый свет проливает на все это теория Хомского? Никакого.

Наконец, лингвистическая суть учения, про «глубинные структуры» всех высказываний. Приведу понятный мне пример, не из Хомского. В немногих известных мне языках есть общая структура: «субъект – действие – объект». То есть «подлежащее – сказуемое – дополнение», - а дальше все три части могут облепляться определениями, обстоятельствами – то есть разными признаками и атрибутами. Эта структура универсальна для всех языков? Она врожденная или просто сама логика нашего положения в мире такова, что она воспроизводится? У меня ответов нет, но и у Хомского тоже. Когда дело доходит до примеров глубинных структур, или до практических применений – Хомский тоже вроде бы ничего не предлагает, - ну, тут я вероятно чего-то важного не знаю.


Источник: vk.com

Комментарии: