Вчера мир хоронил Ноама Хомского, сегодня он воскрес и сразу выписался из больницы, чему я очень рад! |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-06-20 11:57 Вчера мир хоронил Ноама Хомского, сегодня он воскрес и сразу выписался из больницы, чему я очень рад! Хомскому 95, и он не сидит сложа руки. Это по-прежнему крупнейший левый политический мыслитель, - в этом качестве он у меня вызывает любовь и уважение. Но Хомский – еще и самый влиятельный лингвист в мире, долго он и вообще был самым цитируемым ученым. Так вот, его великий вклад в науку мне не понятен. Совсем ) Суть его идей о языке такая: вы заблуждаетесь, если думаете, что язык – продукт человеческой культуры, что дети учатся ему у родителей, а грамматику узнают в школе. Язык никто не придумывал – это генетически запрограммированная способность, как умение птицы петь или умение паука плести паутину. В геноме изначально есть программа, позволяющая правильно строить и расшифровывать предложения, а процесс обучения направлен лишь на то, чтобы выучить слова и нюансы конкретного языка. Эта программа, общая для всех людей, универсальная ментальная грамматика, позволяет детям за пару лет без особой помощи взрослых освоить сложнейшие правила любого языка. Хорошо, общая идея понятна и интересна, Хомский ее заявил еще лет 70 назад в знаменитой книге «Синтаксические структуры», - но дальше все дело за конкретикой. По Хомскому, у нас есть в мозгу «языковой орган», порождающий «глубинную структуру» любого высказывания, перед тем как оно оденется в слова конкретного языка. Но что это за орган, и какова эта структура? Мы ведь много знаем про реальные органы порождения языка из нейропсихологии – это особые зоны в коре мозга, нарушение работы которых приводит к афазиям - нарушениям способности говорить. В 1861 французский врач Поль Брока вскрыл мозг больного афазией по кличке «Тан» (единственный слог, который тот мог произнести). У Тана, как и у других больных афазиями, было повреждено левое полушарие мозга. При повреждении «зоны Брока» в задней части лобной доли речь становился грамматически и фонетически неправильной, отрывочной. А при повреждении другого участка, - «зоны Вернике», пациенты перестают понимать чужую речь и с трудом подбирают названия предметов. То есть зона Брока отвечает за грамматику, а зона Вернике - за подбор лексики. Это настоящее знание, - а что мы узнали о речевом органе благодаря Хомскому? Приглашаю лингвистов меня поправить, но по-моему, - ничего. О генетическом аппарате речи, – тем более, ничего, - хотя другие области науки его потихоньку изучают, просто без влияния Хомского. То же самое про обучение языку - у нас есть настоящие знания: например, о существовании сензитивного периода для обучения речи, – примерно от года до пяти лет. Это возраст особой чувствительности к языку, - если ребёнок начинает учить язык позже, он сталкивается с огромными трудностями при построении сложных высказываний. Из найденных в лесу «Маугли» обычно не удаётся сделать полноценных людей. С другой стороны, порождению осмысленных простых высказываний прекрасно учатся попугаи или человекообразные обезьяны – они говорят на языке жестов, прекрасно переносят слова на новые ситуации, понимают смысл порядка слов – разницу между последовательностями жестов «ты щекотать меня» и «я щекотать тебя». А какой новый свет проливает на все это теория Хомского? Никакого. Наконец, лингвистическая суть учения, про «глубинные структуры» всех высказываний. Приведу понятный мне пример, не из Хомского. В немногих известных мне языках есть общая структура: «субъект – действие – объект». То есть «подлежащее – сказуемое – дополнение», - а дальше все три части могут облепляться определениями, обстоятельствами – то есть разными признаками и атрибутами. Эта структура универсальна для всех языков? Она врожденная или просто сама логика нашего положения в мире такова, что она воспроизводится? У меня ответов нет, но и у Хомского тоже. Когда дело доходит до примеров глубинных структур, или до практических применений – Хомский тоже вроде бы ничего не предлагает, - ну, тут я вероятно чего-то важного не знаю. Источник: vk.com Комментарии: |
|