Сергей Переслегин. Революция в языке.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-06-10 11:41

лингвистика

Есть множество примеров семантического управления, которые являются разумными, но есть масса слов, которые обозначают непонятно что. В самом начале нулевых мы делали такую интересную штуку как таблица управления, где в упрощенной форме использовалась фазовая модель. Мы смотрели управление архаичной фазы, управление традиционной фазы, военное управление, индустриальное управление и начали пытаться спрогнозировать управление, которое будет выстраиваться дальше. Так, у нас будет три новых вида управления - семантическое уравление через слова, онтологическое управление через разрушение картины мира, тогда мы думали, что через создание картины мира, и эпистемологическое управление через изменение понятий "истинно", "ложно", изменение самого представлия об истине.

В условиях фазового кризиса получилось, что новая форма управления выглядит далеко не так радужно, как казалось нам в самом начале нулевых. В 1974 году, довольно за короткий срок после выхода книг Медоузов "О пределах роста" и "Мировой динамики" Форстера, появилось представление об экологическом кризисе. Понятие "экологический кризис" было вполне понятным, но почти сразу вдруг появляется понятие "экологический коллапс", и вот тут все становится страшно интересно, потому что слово "коллапс" изначально имело два значения, ни одно из которых никоим образом даже близко с экологией не было связано. Первое - это был термин теоретической физики для обозначения динамики тяжелых звезд при исчерпании ими запасов ядерного горючего, конец звезды. Второе - термин в медицине для обозначения крайне тяжелого состояния пациента, как правило, непосредственно перед смертью: коллапс дыхательной системы, коллапс сердечной системы, коллапс нервной системы. Обратите внимание, как у нас неожиданно экологический кризис вдруг стал экологическим коллапсом. Если хотите, утверждается, что природа Земли находится в состоянии тяжелейшей болезни как коллапс человека. Я позволю себе сказать, что на экологическом кризисе вы политических партий и зеленой энергетики не сделаете, а на экологическом коллапсе очень даже легко.

Сейчас очень распространилось слово "выгорание". Я вот очень хорошо помню, что мы учились, потом работали, я видел ученых, которые работали еще дольше, и никто из них никогда не говорил о том, что выгорел и дальше больше работать не может. Кстати, Интернет, смартфон уже давно все считают русскими словами, потому что они описывают вполне конкретные вещи, явления или технологии, которые на самом деле есть, для обозначения которых термин был нужен. А семантическое управление - это абсолютно противоположное действие. Вы придумываете слово, это должно быть хорошее слово, оно должно правильно работать, должно воздействовать на людей, должно легко запоминаться, а затем вы описываете под это слово процесс, технологию или социальное явление, работаете с этим описанием на разных примерах. Люди начинают это описание относить к себе, и оно уже перестает быть мифом, это уже сейчас совершенно нормальное социальное явление. Об этом я и говорил как о семантическом управлении. Вместо того, чтобы что-то определить и описать, мы описали и создали тем самым явление, и сейчас выгоревшие люди действительно есть. Другой пример - математическая тревожность. Я вежливо спросил у докладчика, что это, и получил определение, что это очень важный социологический термин, который обозначает склонность людей негативно относиться к экзаменам по математике.

Семантическое управление - вещь сложная, поэтому мы можем вводить массу новых слов, но они могут же ведь и не прижиться, не работать и не стать по-настоящему частью семантического управления, но всякий раз, когда мы что-то здесь делаем, мы должны очень четко понимать, в какую сторону направлен вектор: от реальности в язык или наоборот. Еще один очень важный термин, он сейчас является одним из самых важных и в медицине, и в педагогике, - это аутизм. Я не хочу сейчас вдаваться в тонкость, является ли это заболевание психологическим или психиатрическим, важно другое - группа людей, используя этот термин, сумела развернуть его обратно, и вот тут возникла очень интересная ситуация: у нас теперь есть огромное количество аутистов, из них, точно есть ядро, которое аутисты на самом деле, и есть люди, которым внушили, что если они не могут нормально общаться, то они не должны учиться это делать.

Когда мы говорим о том, что революция начинается в языке, она примерно так и начинается: через создание новых слов. Мы же тоже занимаемся этими делами: придумали социосистему, когнитивную фазу и фазовые барьеры, сплетенный мир, сферный подход. Разумеется, любой человек, занимающийся исследованиями, создает новые термины. Я никак не отрицаю семантическое управление. Я совсем не считаю его во всех случаях недопустимым и вредным, даже если вы создаете новый термин не для описания существующего, а для того, чтобы описать возникающее или то, что с вашей точки зрения должно возникнуть. Когда мы занимаемся семантическим управлением, возникают новые сущности.

Но надо замечать, куда ведут эти управляемые изменения. Первое - надо их фиксировать тщательно, наблюдая изменения, которые в языке возникли, и отслеживая их. Второе - рассматривать те слова, которые появились и у которых на самом деле нет реального содержания, которые предписывают и прописывают новое содержание, коего раньше не было, и ответить на вопрос - они направлены на то, чтобы люди мыслили, общались, меняли мир, создавали новые его структуры, двигались вперед, или для того, чтобы они остановились. Вещи, идущие через отрицание деятельности, мышления и коммуникации, вы можете смело рассматривать как негативное семантическое управление.


Источник: youtu.be

Комментарии: