Очередная заметка про технологии в медицине

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Очередная заметка про технологии в медицине. На этот раз - про популярное и относительно новое явление, которое пока что прочно успело обосноваться только в сфере развлечений, но постепенно находит применение в том числе и в медицине - про виртуальную реальность (VR).

За последние годы наблюдается постоянный рост интереса к теме использования VR в медицине. На ресурсе PubMed поиск по ключевым словам «VR technology in medicine» показывает, что в 2017 году было 58 публикаций, в 2018 – 64, в 2019 – 105, в 2020 – 130, в 2021 – 225, в 2022 – 232, в 2023 – 280, и уже 201 публикация только за первую половину 2024 года.

Виртуальная реальность (VR) - это технология создания иммерсивного виртуального окружения, с которым пользователь может взаимодействовать и которое может исследовать. Также виртуальная реальность может быть комбинирована с реальным окружением, это называют дополненной реальностью (AR). В медицине виртуальная и дополненная реальность используется для различных целей, включая диагностику, терапию, обучение и реабилитацию.

Одним из наиболее распространенных способов использования виртуальной реальности в медицине является тренировка хирургов. Виртуальные симуляторы позволяют хирургам проводить упражнения на виртуальных пациентах, улучшая свои навыки без риска для реального пациента. Это также применяется для обучения студентов медицинских учебных заведений.

Технологии AR вместе со съемкой операций от первого лица используются для проведения обучения хирургии онлайн. Хирург в специальных очках может транслировать видео операции в реальном времени, параллельно получая вопросы от студентов, которые отображаются в поле его зрения очками, и отвечать на них голосом.

Похожая ситуация сложилась в VR-стоматологии. Специальные очки отображают 3d-модель зубов и всей головы человека, благодаря чему врач может изучить и применить на практике различные стоматологические манипуляции, например, лечение зубов с помощью виртуального сверла. VR-cтоматология позволяет провести подготовку операции в сложных случаях, провести визуальное сканирование полости рта пациента перед изготовлением имплантатов, протезов и коронок, помогает хранить полученные модели для последующего лечения.

Компьютерные обучающие тренажеры с виртуальной реальностью используются и в офтальмологии. Существуют модели компьютерного тренажера для проведения периметрии у пациентов с отсутствием центрального зрения. Этот метод обеспечивает возможность оперативно изучать состояние поля зрения у пациентов, которые не могут удерживать взгляд на одной точке. Существуют виртуальные среды для проверки остроты зрения, для лечения косоглазия и амблиопии. Есть приложения, которые стимулируют зрение пациентов с катарактой и другими заболеваниями, наглядно демонстрируя суть заболевания и таким образом способствуя формированию мотивации в лечении.

С помощью VR лечат фантомные боли. Уменьшить боль позволяют датчики, которые отслеживают патологическую активность в нейронах, отвечавших в прошлом за сокращение мышц в уже ампутированной конечности. Сигналы транслируются в движения виртуальной руки, которые становятся визуальным подтверждением наличия конечности для мозга. Основу механизма такой терапии составляет эффект отвлечения внимания и идея “зеркального ящика”, которая стала популярной после выхода одной из серий “Доктора Хауса”.

«Зеркальный ящик» для снятия напряжения и боли в ампутированной конечности использовал нейробиолог Вилайамур Рамачандран. В его опытах, поставленных в 90-е годы, все было в именно так, как и в «Докторе Хаусе». Идея Рамачандрана состояла в том, что наш мозг хранит «ментальную карту» нашего тела, а при ампутации может наступить сбой. Мозг «напрягает» отсутствующую руку, поскольку она все еще есть на ментальной карте, а расслабить ее не может, поскольку не получает обратной связи.

Еще одной важной сферой для применения VR в медицине является психотерапия и психиатрия. Виртуальная реальность используется для лечения фобий, посттравматического стрессового расстройства, тревожных расстройств и других психических заболеваний. Психотерапевты могут создавать виртуальные сценарии, чтобы помочь пациентам преодолеть свои страхи.

VR также используется для улучшения качества жизни пациентов с хроническими нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона. Виртуальная реальность может помочь им в поддержании двигательных функций. То же самое используется в реабилитации после инсульта: с помощью специальных программ виртуальной реальности пациенты могут тренировать свои двигательные навыки и восстанавливать функции.

Виртуальная реальность используется для облегчения боли и стресса во время процедур. Пациентам предлагается виртуальная реальность для отвлечения внимания и уменьшения чувства боли.

Уменьшение стресса и тревоги: Пациенты могут погружаться в специальные виртуальные среды, способствующие расслаблению и уменьшению тревожности.

Улучшение когнитивных функций: С помощью игр и задач виртуальной реальности пациенты могут тренировать свои когнитивные навыки, такие как память, внимание и решение задач.

Виртуальная реальность может использоваться для занятий лечебной гимнастикой и поддержания физической активности у пациентов с ограниченными возможностями.

Используя VR, врач может ставить себя на место пожилых людей и увидеть жизнь с их точки зрения. Появляются программы, которые становятся инструментом для решения таких проблем, как мобильность пенсионеров, например. Эта же идея может быть использована в сфере персонализированной медицины, где врач буквально может “влезть в шкуру” своего пациента: ощутить на себе симптомы его болезни и более качественно осознать симптоматику и специфику заболевания, эмоционально прочувствовать индивидуальное течение болезни у каждого конкретного больного.

Во время пандемии COVID-19 технологии VR стали использоваться для самодиагностики пациентов, потому что в отдаленных районах посещение клиник затруднено или невозможно по эпидемиологическим причинам. Для решения подобных вопросов также разрабатываются приложения с виртуальными медработниками.

Идея создания приложений с виртуальными врачами возникла как способ решить проблему, заключающуюся в том, что многие пациенты с психозами воспринимают повседневные социальные ситуации как провоцирующие беспокойство. Такие психические заболевания, как паранойя, шизофрения, социальная тревожность, депрессии провоцируют отказы от регулярных встреч и занятий с врачом, что приводит к еще большей изоляции и ухудшению психического и физического здоровья. Использование виртуальных медработников-коучей позволяет частично решить эту проблему.

часть информации взята из статьи:

Зеленский М.М., Рева С.А., Шадеркина А.И. Виртуальная реальность (VR) в клинической медицине: международный и российский опыт. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2021;7(3):7-20


Источник: vk.com

Комментарии: