![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Метафизическое и диалектическое понимание развития |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-06-08 11:55 ![]() Метафизическое и диалектическое понимание развития полностью противоположны друг другу. Эти типы понимания составляют мировоззренческую основу человека. Метафизика рассматривает природу и общество как нечто статичное, несвязанное между друг другом и замкнутое в самих себе, а потому каждый предмет для метафизика никак не может быть обусловлен другим и ограничен самим собой. Диалектика рассматривает природу и общество как развивающиеся и связанные между собой объекты, проходящие определённые этапы в своём развитии, в силу причинной связи, от низшего к высшему, через свои противоречия, отмирание и возникновение. Рассмотрим эти понимания поближе. Метафизическое понимание складывается в XVII-XVIII столетиях, с развитием капитализма в развитых странах (Англия, Франция). Метафизика уже тогда имела одностороннее понимание развития и не могла полностью раскрыть предмет. Метафизики того времени были философами-материалистами и считали, что материя состоит из множества однообразных атомов, не делящихся на части. Движения тел сводились к чисто механическому движению в пространстве. Исходя из этих соображений, метафизики хотели свести все качественные различия к простым застывшим количественным изменениям в единой материи. На тот момент такое понимание закономерно вытекало из неразвитости науки. Более полного развития достигли только математика и механика, в которых ещё не было сформировано диалектического понимания развития в силу характера их рассмотрения. Что математика, что механика, рассматривают движение абстрагировано от его качества, рассматривая лишь количественную сторону, с различием, что у первой это движение происходит в области чистой мысли, а у второй в пространстве. Это была одна из причин, почему взгляды естествоиспытателей оставались метафизическими. Представитель метафизического понимания, французский философ Робинэ (1735-1820 гг.), выдвигал такую концепцию, как наличие животности во всём материальном мире. Животность заключалась в том, что её количество влияло на уровень развития предмета, будь то: животное, растение, насекомое и т.д. Всё зависело исключительно от количества, пропорции, комбинации одинакового для животного, растения и насекомого принципа жизни. Выходит, что здесь всеобщий "принцип животности" решает всё [Сборник статей «О диалектическом материализме», 1952 г., С. 144-145]. Новые открытия естественных наук в XIX веке разбили эти ограниченные взгляды, доказав, что предметы и явления вовсе не однородны между собой, а имеют качественные различия, обусловленные накоплением количественных изменений. Следовательно, нельзя сказать, что в мире явления и предметы развиваются только с количественной стороны. В. И. Ленин про метафизику Дюринга по вопросу истины писал следующее: «Пример, взятый Энгельсом, весьма элементарен, и всякий без труда придумает десятки подобных примеров истин, которые являются вечными, абсолютными, сомневаться в которых позволительно только сумасшедшим (как говорит Энгельс, приводя другой такой же пример: "Париж находится во Франции"). Почему Энгельс говорит здесь о "плоскостях"? Потому, что он опровергает и высмеивает догматического, метафизического материалиста Дюринга, который не умел применить диалектики к вопросу об отношении между абсолютной и относительной истиной. Быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину. Вот это "так или иначе" и разделяет материалиста-метафизика Дюринга от материалиста-диалектика Энгельса. Дюринг направо, налево, по сложнейшим вопросам науки вообще и исторической науки в частности, бросал словами: последняя, окончательная, вечная истина. Энгельс его высмеял: конечно, – отвечал он, – вечные истины есть, но неумно употреблять большие слова (gewaltige Worte) относительно простых вещей. Чтобы двинуть материализм вперед, надо бросить пошлую игру со словом: вечная истина, надо уметь диалектически поставить и решить вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины. Вот из-за чего шла борьба тридцать лет тому назад между Дюрингом и Энгельсом» [В. И. Ленин, ПСС 5 изд., Т.18, С.134-135]. Как видно, Дюринг, как метафизик, в науке всё сводил к истине в последней инстанции, пытался представить дело таким образом, что более развитие не идёт и научные выводы сегодняшнего дня это «окончательные выводы», не подлежащие дальнейшему развитию. Но само метафизическое понимание имеет свои материально-классовые корни, идущие от буржуазии. Как буржуазия использовала метафизический материализм и науки в борьбе с феодализмом, и тем прогрессивно влияла на развитие общества, так же она использует метафизику в сдерживании развития общества, в отрицании закономерностей и необходимости пролетарской революции. Условия господства буржуазии, воспроизводство капиталистических отношений в обществе, могут воспроизводить у пролетариата иллюзию, будто таковые отношения есть полностью естественные и вечные, что подавляет революционное сознание пролетариата и усмиряет его, подчиняет его буржуазии. Для человека метафизического склада ума будет постоянным его положение, будут вечными его проблемы, из-за чего он не будет стараться преодолеть свою ограниченность и будет заботиться вопросами сегодняшнего дня. Метафизическое понимание развития и в целом метафизика, соприкасаются с идеализмом, поскольку оба предполагают воображённые философские категории, под которые подстраиваются предметы и явления. Идеализм отличен тем, что он возводит мышление в самостоятельный субъект, творящий мир. Оба элемента являются одними из составляющих мелкобуржуазного мировоззрения, с которыми коммунистам нужно вести непримиримую борьбу. Таким образом, для метафизики «мир есть нечто вечное и неизменное, он раз и навсегда определён кем-то или чем-то, – вот почему у метафизиков всегда на языке ''вечная справедливость'' и ''неизменная истина''... Метафизика признаёт различные туманные догмы, как например, непознаваемое, вещь в себе, и в конце концов переходит в бессодержательное богословие» [И. В. Сталин, Соч., Т.1, С. 304]. Представители марксистской науки, прежде всего Маркс и Энгельс, вскрыли сущность метафизического понимания развития и опровергли его, сделав выводы о том, что в мире всё обусловлено причинной связью между собой и развивается за счёт борьбы старых и новых форм движения и самого движения, а сам мир материален. Что же такое диалектическое понимание развития? Диалектическое (т.е. и материалистическое) понимание развития развивается в первой половине XIX века всё в ту же эпоху развития капитализма и пролетариата, когда Маркс и Энгельс разрабатывали вместе и во взаимосвязи с диалектическим методом и марксистскую теорию, и коммунистическое мировоззрение. В борьбе за рабочий класс и пролетарскую революцию, в ходе исследований, в ходе борьбы с ревизионистами и философами, Маркс и Энгельс разбивали и метафизические взгляды в рядах социалистов и рабочих как контрреволюционные взгляды. Ярчайшим примером такой работы будет являться работа Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", где Энгельсом были разбиты метафизические теории Дюринга относительно истины, свободы и необходимости, политической экономии и научного социализма. Дальнейший вклад в борьбе с метафизикой и развитием диалектического понимания развития внесли В. И. Ленин, И. В. Сталин, А. А. Жданов и последующие марксисты. В коммунистическое мировоззрение и входит диалектическое понимание развития. Как стоит понимать развитие диалектическому материалисту? Исходя из диалектического материализма, материальная действительность находится в процессе постоянного движения и развития, связанная с законом причинности. Ничто из существующего в нашей реальности нельзя считать чем-то навсегда застывшим, ибо жизнь всегда развивается от низшего к новому более высокому уровню, преодолевая старые формы своего движения. Так же и общественная жизнь развивается от низших (простейших) форм к высшим (сложным), имеет свою старую сторону и новую. Движение и развитие понимается не только как взаимодействие тел между собой в пространстве, но и как развитие общественных идей, отношений, природных физических, химических и проч. явлений. Приведём пример. При капитализме мы видим новый, зарождающийся класс пролетариата, который является представителем новых, коммунистических производительных сил и зачатков коммунистических общественных отношений. Но класс пролетариата эксплуатируется классом буржуазии, который представляет старую, отживающую сторону общества. Буржуазия за счёт своего материального господства и эксплуатации пролетариата накапливает капитал и представляет буржуазные производственные отношения, из которых следуют частнособственнические отношения в обществе. До определённого момента класс пролетариата ещё не сформирован политически как класс, не связан с авангардом и поддаётся буржуазной стихии. Закономерно выходит, что пролетариат, как только он разовьётся политически, не сможет более существовать в отношениях эксплуатации, в конечном счёте завоюет политическое господство в обществе для построения коммунизма. Причиной того послужит наличие руководства пролетарской партией и революционный кризис. Поэтому коммунисты должны всецело вкладывать свои силы в развитие пролетариата и установление диктатуры пролетариата. Движение и развитие имеет свою эволюционную сторону, и революционную, или же количественную и качественную сторону. «Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно продолжают свою повседневную работу и вносят в старые порядки мелкие, количественные (!), изменения. Движение революционно, когда те же элементы объединяются, проникаются единой идеей и устремляются против вражеского лагеря, чтобы в корне уничтожить старые порядки и внести в жизнь качественные (!) изменения, установить новые порядки. Эволюция подготовляет революцию и создает для нее почву, а революция завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе... Что же касается форм движения, что касается того, что, согласно диалектике, мелкие, количественные, изменения в конце концов приводят к большим, качественным, изменениям, – то этот закон в равной мере имеет силу и в истории природы. Менделеевская “периодическая система элементов” ясно показывает, какое большое значение в истории природы имеет возникновение качественных изменений из изменений количественных. Об этом же свидетельствует в биологии теория неоламаркизма, которой уступает место неодарвинизм» [И. В. Сталин, Соч., Т.1, С. 301]. В этом и заключается диалектическое понимание развития. Источник: vk.com Комментарии: |
|