Каких ресурсов требует интеллектуальный труд?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-06-07 12:00

работа памяти

Люди «от сохи» нередко смотрят на интеллектуальный труд со скепсисом, не воспринимая сидячую работу за компьютером всерьез. Со стороны действительно может показаться, что в этом нет ничего сложного. Сидит себе человек перед компом, теребит мышку и стучит про клавиатуре, с чего бы ему вообще жаловаться на усталость в конце рабочего дня, он ведь, в конце концов, не кирпичи разгружает? Но это, разумеется, только на непосвященный взгляд. Вообще говоря, написать/придумать/спроектировать/скоординировать что-то по-настоящему интересное и незаурядное не так-то просто. Такие задачи могут вымотать и опустошить человека гораздо сильнее, чем физические нагрузки на свежем воздухе. Для этого требуется немало ресурсов – не тренированности мышц, но тренированности мышления и компонентов рабочей памяти.

Чтобы делать что-то полезное и не отвлекаться, нам нужна саморегуляция. Люди постоянно регулируют свои мысли, чувства и действия, чтобы стащить себя с пути наименьшего сопротивления и делать не то, что приятнее всего прямо здесь и сейчас, зато может подарить нам больше комфорта и ништяков в будущем. Благодаря саморегуляции мы встаем по будильнику, чтобы сделать запланированное, вместо того, чтобы валяться в кровати до полудня. Мы воздерживаемся от ругани, стараясь подобрать не слишком оскорбительные формулировки для ответа обидчику. Мы пытаемся бороться с прокрастинацией, стараемся следить за питанием и образом жизни, пробуем разное, чтобы постоянно не отвлекаться от сложных или скучных, но нужных задач, и все это требует изрядного самоконтроля. Таким образом мы копим напряжение, отказываясь от самых простых решений, с тем, чтобы обеспечить себе более благоприятное будущее.

Интеллектуальный труд нагружает рабочую память. Этот термин пришел в нейробиологию из компьютерных наук: чтобы как-то использовать хранящуюся на жестком диске информацию, ее нужно выгрузить в специально предназначенное для этого место, где мы сможем вносить изменения в файл и откатывать их назад, если потребуется. Производительность компьютера - то, сколько задач он может выполнять одновременно - зависит от объема оперативной памяти. По аналогии, наша работоспособность тоже зависит от вместительности рабочей памяти, и по всей видимости она у нас довольно скромная.

В 1974 году Алан Бэддели и Грэм Хитч предложили многокомпонентную модель рабочей памяти, где каждый из компонентов имеет собственную специализацию. Первоначально в модели было 3 компонента: центральный исполнитель, фонологическая петля и визуально-пространственный блокнот. Впоследствии Бэддели добавил 4й компонент - эпизодический буфер. Центральный исполнитель координирует работу всех систем, остальные системы занимают подчиненное положение.

В фонологической петле обрабатывается аудиоконтент - прежде всего, внутренняя речь, «блокнот» работает с визуальной информацией - образами и фигурами, а эпизодический буфер временно хранит нужную информацию. Многокомпонентная модель помогала объяснить, почему люди лучше или хуже справляются с двумя задачами одновременно. Если, выполняя пространственную задачу, люди прерываются на вербальную, их результаты в пространственной задаче почти не ухудшаются. Но когда обе задачи используют один и тот же (например, вербальный) компонент, результаты оказываются гораздо хуже: две параллельные задачи мешают друг другу.

Центральный исполнитель - ключевой элемент, который позволяет сфокусировать внимание на задаче и контролирует все остальные когнитивные процессы, не давая нам отвлекаться на посторонние стимулы. Предполагается, что центральный исполнитель участвует в переключении между задачами, координирует работу подчиненных систем, агрегирует, комбинирует и обновляет поступающую информацию и тормозит автоматические процессы, отвлекающие от работы. Рабочая память непосредственно связана с интеллектом. Способность человека обновлять информацию и избирательно направлять фокус внимания, подавляя посторонние стимулы, предсказывает уровень общего интеллекта.

Центральный исполнитель, вероятно, помогает нам не только принимать «холодные» рациональные решения, анализируя условия задачи и входящую информацию. Те же участки префронтальной коры участвуют и в эмоциональной саморегуляции: помогают нам справляться с сильными эмоциями и удерживают нас от поспешных действий, о которых мы скорее всего пожалеем. Люди, хорошо справляющиеся со сложными задачами, требующими сосредоточенного внимания, лучше контролируют свои эмоциональные импульсы. С другой стороны, сильные эмоции могут отвлекать нас, перетягивая внимания с рабочих задач. Поэтому периоды стресса, тяжелых переживаний, всевозможные жизненные передряги так сильно «отъедают» когнитивные ресурсы и ухудшают нашу работоспособность.


Источник: vk.com

Комментарии: