Исследование связи между функциональной межполушарной асимметрией и эмоциональными состояниями ребенка (фрагмент)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Черкасова Виктория Викторовна

магистрант

Архипова Ирина Владимировна

канд. психол. наук , доцент

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

Аннотация: в данной статье ставится гипотеза о связи межполушарной асимметрии ребенка и его эмоциональными состояниями, раскрываются понятия «правое полушарие» и «левое полушарие». Авторами также проводятся методики, выявляющие тонические эмоции детей 10–12-летнего возраста и их связь с асимметрией полушарий головного мозга.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, эмоциональное состояние ребенка, ситуативные эмоции, правое полушарие, левое полушарие, тонические эмоции, дистимия, методика Н, Тимченко, определение полушарного доминирования, экспресс-диагностика В, Бойко, выявление личностной склонности к дистимии.

Сложная ситуация или решение нестандартной задачи требует от детей умение управлять эмоциональными процессами. По мнению специалистов по нейропсихологии и физиологии, в момент мыслительной деятельности ребёнка в головном мозге происходит сложный процесс межполушарного взаимодействия, который способствует резкому выбросу нейромедиаторов.

В процессе творчества учащихся, на наш взгляд, эмоции оказывают наибольшее воздействие именно на развитие процессов познания и личности, поскольку они обладают способностью выбирать те или иные образы и впечатления, которые созвучны настроению человека на определенном моменте времени или его жизни. Сам творческий процесс невозможен без эмоциональной активности личности.

Так, при просьбе раскрасить рисунок разноцветными карандашами, не все учащиеся выбирают яркие карандаши, рисунки некоторых детей будут мрачными и серыми. С помощью различных проективных исследований и тестов специалисты выявляют и изучают эмоциональные состояния учащихся, отмечают их для себя и своевременно корректируют негативные эмоции обучающихся.

Проявление эмоциональных состояний, изменение их уровней и видов у ребенка чаще всего зависит от функционирования и работоспособности центральной нервной системы. В определенных ситуациях отмечается тесная взаимосвязь различных психофизиологических систем с эмоциями при учёте индивидуальных особенностей: доминирование левого или правого полушария вносят разный вклад в обеспечении развития устойчивой эмоциональной сферы ребёнка, которые дополняют друг друга в области когнитивных процессов и свойств личности.

Функциональная асимметрия полушарий мозга связана с её специфическими функциями и особенностями структуры, приводящие к тому, что осуществление определенных психических функций осуществляет левое, а у других – правое полушарие [2; с. 248]. Распределение функциональных показателей между полушариями заложено генетически, однако при воздействии на них социальных факторов, возможно не только их формирование, но и активное преобразование и изменение.

Таким образом, специалисты отмечают, что правое полушарие ребенка отвечает за образное мышление. Это значит, что дети, у которых преобладает правое полушарие, оперируют образами, у них развито дедуктивное мышление, то есть от общего к частному. Однако им свойственен пессимистический характер настроения, поскольку на первый план выступают чувства, внутреннее отношение к окружающему миру. Дети с доминированием правого полушария находят себя в творческих профессиях, у них более развивается невербальный интеллект.

Дети с доминированием левого полушария оперируют понятиями, логичны и последовательны в своих действиях. Для таких учащихся свойственно детальное восприятие мира и позитивное отношение к миру (оптимизм), а также вербальный интеллект (точные и технические науки).

Левое полушарие формирует тонические положительные эмоции (настроение, эмоциональный фон) и положительное отношение к тому или иному объекту, а правое полушарие показывает отрицательные эмоции и негативные отношения.

Существует ряд противоречий о специфике развития и проявления межполушарной асимметрии головного мозга, а также ее распределении и выражении при эмоциональных состояниях ребёнка, требующих дополнительного исследования. Нами проанализированы не тонические эмоции, которые выявляют эмоциональное отношение человека к тому или иному объекту, а лишь ситуативные, и свойственны на данный период времени. Все сказанное выше, несомненно, подтверждает влияние полушарий мозга на проявление в определенной ситуации эмоциональных состояний.


Источник: vk.com

Комментарии: