Эффект Кулиджа или синдром «Звезды» в поле «From»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-06-30 13:00

работа мозга

Те из читателей, кто постарше, и застал такие реликты становления русского интернета как 2ch или был завсегдатаем форумов технических (или просто задротских…) сайтов, наверняка помнят явление, названием которого озаглавлена заметка. Стоило на форуме или на борде появиться человеку с женским никнеймом и/или аватаркой, как отвечать на каждый её вопрос сбегалась основная часть обитателей. Хитрые тролли этим, естественно, пользовались…

Однако это не простая случайность, а сложное нейробиологическое явление, которое носит название «Эффект Кулиджа», и его существование подтверждено в исследованиях на значительной массе животных, обладающих относительно сложным поведением.

Начнём с того, почему нейробиологическое явление назвали в честь американского президента? И, как часто бывает в науке, в основе серьёзного и сложного процесса лежит анекдот: «30-й президент США Калвин Кулидж с женой (то есть с первой леди) посетили птицеферму. Во время визита миссис Кулидж спросила фермера, как ферме удаётся производить так много яиц при таком малом числе петухов. Фермер с гордостью пояснил, что его петухи выполняют свои обязанности десятки раз в день.

— Возможно, вам стоит сказать об этом мистеру Кулиджу, — заметила первая леди.

Президент, услышав замечание, спросил фермера:

— Каждый петух обслуживает каждый раз одну и ту же курицу?

— Нет, — ответил фермер, — на каждого петуха приходится много куриц.

— Возможно, вам стоит сказать об этом миссис Кулидж, — ответил президент».

Справедливости ради, стоит заметить, что правильнее было бы назвать этот эффект «эффектом сказочного дол… принца» - во многих сказках, например, в «Золушке» - принц проявлял бОльший интерес к незнакомке, прибывшей на бал последней, и старался пригласить её на новый танец и всячески заинтересовать, даже после того, как натанцевался со всеми всласть и даже заскучал.

Действительно, достаточно в вольер с разнополой группой поместить новую самку, как самец, который уже спарился со всеми самками в вольере и полностью выдохся – найдёт в себе силы на ещё один акт любви (такой феномен удалось обнаружить и у самок, но он значительно слабее и выявляется не у всех из исследованных видов животных). Но с чем же связана эта особенность поведения?

Как всегда, во всём «виновата» эволюция, вернее, стремление каждого организма передать как можно больше копий своих генов в ряду поколений. Спарившись со всеми самками в группе, самец, с точки зрения эволюционной программы, выполнил свою миссию – передал максимум копий своего генетического материала. Теперь можно и отдохнуть. С точки зрения физиологии после каждого полового акта у самцов наступает т.н. период рефрактерности, когда даже довольно мощный стимул не способен его заставить ещё раз совершить восхождение на пик Юнгфрау (гора такая в Швейцарии). Тут работают центральные механизмы – в синапсах ЦНС израсходованы резервы медиаторов и для их восстановления требуется время.

Дело в том, что за сексуальным (на самом деле за любым, но нас сейчас интересует именно половой вопрос) возбуждением стоит дофамин – нейромедиатор, который отвечает за мотивацию. А поскольку мотивацией спаривания является передача своего генетического материала, то каждая последующая копуляция с одной самкой будет сопровождаться все меньшим и меньшим выбросом дофамина. С точки зрения эволюции – это совершенно правильно – зачем тратить силы на самку, которая уже тобой оплодотворена. Так в эксперименте крыса тратит на пять копуляций с одной и той же самкой 17 минут, в то время как на пять копуляций с пятью разными самками – чуть более 3. С человеком, кстати, тоже работает: при проведении одних и тех же эротических стимулов, возбуждение с каждым разом нарастает медленнее, длится – меньше, и в целом – слабее (фанатам порно этот феномен хорошо знаком – каждый раз на одном известном ресурсе приходится забираться всё дальше и дальше (рис. 1)). По сути дела мы имеем дело с обычным привыканием.

Однако, стоит в поле зрения появиться новому потенциальному половому партнёру, как происходит выброс дофамина, по силе и объёму сопоставимый с первым разом – естественно – ведь с этим партнёром передать гены ещё не получилось.

Тем не менее, процесс выработки дофамина не может быть бесконечным. Рано или поздно, происходит т.н. «выгорание» дофаминовых рецепторов – рецепторы становятся менее чувствительными к этому нейромедиатору. Но это не останавливает организм – он, т.е. хозяин этого организма, начинает искать всё более мощные стимулы, которые позволяют высвободить нужное количество дофамина. По сути дело, мы имеем дело с эндогенной наркоманией опиойдного типа. Но удовольствие – удовольствием, а выживание – выживанием. И как бы ни была сильна потребность передать свои гены, если на кону стоит сохранение жизни носителя этих генов – организм предпочтёт именно этот вариант. При определённом уровне выделения дофамина – организм попросту отключает чувствительность рецепторов к нему. Полностью. На время, необходимое для восстановления нормального химизма мозга, но носителя этого самого мозга ждут очень «весёлые» дни.

И тут читатель вправе воскликнуть – это что же получается? Что человек на самом деле полигамное существо и для того, чтобы эффективно размножаться и ставить себе на службу силы природы, ему необходимы разные половые партнёры?

На самом деле нет. Дело в том, что кроме дофаминовой, у человека есть ещё и вазопрессин-окситоциновая система эндогенного вознаграждения. Тут стоит немного обратится к эволюции человека.

Переход к прямохождению сделал самок беззащитными перед хищниками и капризами природы. Теперь самки должны были заботится о детёнышах, практически не имея возможности убежать от хищника или даже собрать себе пищи. Такие перемены потребовали того, чтобы самец заботился и о самке, и о её потомстве. В свою очередь, самец заинтересован заботиться только о своём потомстве. А как сделать так, чтобы самец был в этом уверен? Очень просто – сделать овуляцию скрытой, т.е. большую часть времени совершенно не ясно – готова самка к оплодотворению или нет (это, кстати, эволюционное ноу-хау всего нескольких видов млекопитающих). Во-первых, это заставляет самца как можно чаще спариваться с одной и той же самкой, а во-вторых – отгонять от неё других потенциальных партнёров. Но, как мы уже выяснили, при каждой следующей копуляции – количество дофамина будет снижаться, что же делать? А нужно, чтобы в организме выделялся нейромедиатор, который отвечает за длительную привязанность (вазопрессин) и вознаграждать за это (окситоцин. Но это не точно). А к чему, вернее к кому, у большинства высших позвоночных формируется самая длительная привязанность? Правильно – к детям. Следовательно, черты самки должны быть как можно более педоморфными – детскими, и тогда у самца будет выделяться вазопрессин, и он будет оставаться с одной самкой. На самом деле всё несколько сложнее, но в общих чертах дело обстоит так.

Таким образом, в ЦНС у человека – «борются» два волка – дофаминовая система, которая заставляет искать нового полового партнёра и вазопрессин-окситоциновая, которая велит сохранять верность одному партнёру. И самое забавное, что то, какая из систем возьмёт верх, совершенно не зависит от уровня интеллекта, образования и вообще личностных качеств.

Но что же делать тем, у кого дофаминовая система сильнее, воля – слабая, а воспитание – хорошее. Иными словами тем, у кого быстро угасает интерес к партнёру, но воспитание не позволяет изменять? Как ни странно, тут на выручку снова приходят эксперименты над животными.

В 1976 году, Л.М. Баскин, невольно, поставил такой эксперимент – он проводил исследования верблюдов, и для того, чтобы было проще наблюдать за конкретным животным – надел на него попону с номером. Таким рандомным верблюдом стала самка. Но внезапно, после того как на неё надели попону, в стаде, где она была хорошо известна всем самцам, за обладание ею снова стали кипеть бои.

Более поздние психологические исследования на человеке показали что-то похожее и у людей. Так, для мужчин более привлекательными кажутся незнакомые женские лица, даже если просто слегка изменённые известные образы (у женщин, кстати, наоборот).

Секрет в том, что дофаминовая система откликается именно на новизну, строго говоря ей совершенно «всё равно» - новая это самка или просто отмеченная новым знаком. Таким образом для того, чтобы обмануть дофаминового «волка» достаточно бывает изменить образ партнёра, иногда даже на время.

Однако «эффект Кулиджа», на самом деле, гораздо более глубокое явление, чем просто мотивация на поиски полового партнёра. Так, например, именно работа дофаминовой системы вознаграждения заставляет людей заниматься исследовательской работой. Всё тоже самое, только вместо разных женщин – истина, всегда разная, всегда неизвестная и всегда недоступная.

Список использованной литературы:

1. Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2, 2013

2. Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции / М.Л. Бутовская. - М.: ДМК Пресс, 2022

3. Тортора, Джерард. Анатомия и физиология : фундаментальные основы : [перевод с английского] / Джерард Тортора, Брайан Дерриксон. – 15-е издание. – М.: Эксмо, 2023

4. Моррис Д. Голая обезьяна [сборник] / Дэсмонд Моррис ; пер. с англ. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016

5. Мозг, позание, разум: введение в когнитивные нейронауки : в 2 т. Т. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейжд ; пер. с англ. ; под ред. проф. В.В. Шультовского. - 5-е изд. - М.: Лаборатория знаний, 2021

6. Физиология человека с основами патофизиологии : в 2 Т. Т. 1 – 2/ под ред. Р.В. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекмана ; пер. с нем. Под ред. М.А, Каменской и др. – 2-е изд., испр. – М.: Лаборатория знаний, 2021

7. Холл, Дж. Э. Медицинская физиология по Гайтону и Холлу / Дж. Э. Холл / Пер. с англ.; Под ред. В.И. Кобрина, М.М. Галагузы, А.Е. Умрюхина. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логосфера, 2018

8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2011

9. Brown R. E. Sexual arousal, the Coolidge effect and dominance in the rat (Rattus norvegicus) // Animal Behaviour. — 1974. — № 22.

10. Effect of novel and familiar mating partners on the duration of sexual receptivity in the female hamster // Behavioral Neural Biology. — 1988.

11. Fiorino D. F., Coury A., Phillips A. G. Dynamic changes in nucleus accumbens dopamine efflux during the Coolidge effect in male rats. The Journal of Neuroscience. — 1997

12. C. Owen Lovejoy. The Origin of Man // Science. 1981. V. 211..

13. Reber A. S., Reber E. S. The Penguin Dictionary of Psychology / Arthur S. Reber, Emily Sarah Reber. — 3rd ed. — London : Penguin Books Ltd, 2001.

Текст:

Редактура:


Источник: vk.com

Комментарии: