Должен

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-06-17 11:58

Психология

Сегодня нередко можно встретиться с тем, что слова «надо» и «должен» – плохие, загоняющие в невроз. А долженствование – это нечто сродни поучению, назиданию или вовсе когнитивная ошибка, которой надо всячески избегать. Что «должен» – это чьё-то внешнее «хочу». Поэтому его следует исключить из лексикона, заменив на «хочу», «выбираю», «предпочитаю». Например, не мне надо развесить бельё, а я предпочитаю развесить бельё, не мне надо выбросить мусор, а я выбираю выбросить мусор. Как по мне, звучит странно и неестественно, но говорят, что так НАДО делать для сохранения психического здоровья. А куда без него. Вот бедные люди и начинают только хотеть, выбирать да предпочитать. А далее за этим может следовать: всё что я должен/не должен написано в уголовном кодексе; если два человека встречаются, то они ничего друг другу не должны, иначе пусть кто-либо идёт лесом; партнёр тоже ничего тебе не должен, да и вообще никто никому ничего не должен. И вот мы пришли к моему прошлому посту – что хочу, то и делаю – вуаля!

Ещё З. Фрейд, наряду с базовым принципом удовольствия (хочу) ввёл важные принципы реальности (могу?) и долженствования (должен). В соответствии с принципом долженствования функционирует структура личности Сверх-Я. Сверх-Я выполняет важнейшую функцию регуляции поведения человека в обществе, сдерживая деструктивные и порой совершенно неуместные импульсы Оно. Иными словами, Сверх-Я чрезвычайно полезно и нужно людям, чтобы они невзначай не съели и не поубивали друг друга заживо. Но есть люди, у которых это Сверх-Я работает чрезмерно и так натужно старается, что свои влечения и желания подавляются совершенно, а вместо этого человек всё время что-то кому-то должен (извините, уважаемые графини и графины, что сегодня принимаю Вас за чайники, но азбука, как показывает практика, порой весьма актуальна). И эти люди называются невротиками. Очень неплохие и даже очень хорошие люди, но иногда путями господними доходящие до невроза. В институте Бехтерева, в котором некогда учился Ваш покорный слуга, некоторые специалисты даже имели решимость сказать невротическому пациенту: «чем хуже Вы в морально-этическом плане, тем лучше для Вашего психического здоровья». Уж не знаю, насколько работало такое откровение, но что правда, то правда. Вот этим то людям – с сильным перекосом в сторону морального «надо» – хорошо бы «должен» поменьше, а «хочу» побольше. Но при этом с опорой на реальность. Ибо без реальности лишь психоз хорошо обходится. Напомню, что классический психоанализ и традиционные психотерапевтические подходы (когнитивно-поведенческая терапия А. Бека и А. Эллиса, гештальт-терапия Ф. Перлза, клиент-центрированная терапия К. Роджерса) разрабатывались на невротиках и для невротиков. Поэтому в этих подходах ставится акцент на снижении долженствования, открытом выражении чувств и потребностей, достижение аутентичности.

Только сегодня этих невротиков днём с огнём не сыщешь. Ну ладно, есть они, конечно, но это не большинство наших пациентов. А большинство пациентов сегодня не страдают от натиска сурового Сверх-Я, так как скорее тяготеют к пограничной организации личности и имеют пограничные черты. А если мы возьмём саму пограничную организацию, то одним из её критериев по О. Кернбергу является неинтегрированное или слабоинтегрированное Сверх-Я. Причём степень его неинтегрированности прямо пропорциональна степени нарушенности. Те, кто совсем им не обременён, напрочь лишены совести и являются психопатическими (антисоциальными) личностями.

И вот именно эти люди (пограничного регистра) особенно любят пестовать любовь к себе и всегда и всюду приоритизировать свои «хочу». У них обычно нет особых проблем с выражением эмоций, желаний, агрессии. Они рады, что никому ничего не должны, при этом часто считают, что многое должны им. В отличие от невротиков, они не страдают от избыточного долженствования. Но они могут страдать от нехватки внутренней нравственной основы, чувства долга, ответственности, совести, нормальной вины, эмпатии, благодарности. У значительной их части погоня за успехом и деньгами сочетается с отсутствием высокого смысла, механистическим образом жизни, слабой жизненной энергией, явной или скрытой депрессией. И вот говорить такому человеку, что ему надо жить только для себя, что он никому ничего не должен, что его желания – это единственно важное в жизни – не значит улучшить его функционирование и жизнь. А значит придать ускорение движению в пограничную сторону, где за ближними рубежами готовы принять в свои объятия перверсия и психоз.

Из психологии мотивации известно, что в нормальной мотивационной системе личности успешно сочетаются «хочу», «могу» и «надо». В то время как существенный перекос в какую-либо сторону ведёт к серьёзным проблемам. Умеренное «надо» необходимо для гармоничного функционирования личности. Изъять из психического аппарата «надо», «должен» – значит сделать его дефицитарным, ущербным. Но об этом говорил ещё З. Фрейд.

В свою очередь, А. Адлер противопоставлял патологическим личностям берущего и эксплуатирующего типов – личность с развитым социальным интересом, развитым чувством социального долга. Например, долг помогать уязвимым и незащищённым людям, которые не могут в силу разных причин сами о себе позаботиться. Близкой по содержанию является концепция социально полезного, продуктивного характера по Э. Фромму, который он противопоставляет рыночному, накапливающему и конформному типам.

И опять же, почему «должен» – это непременно что-то извне? Это может быть моё чувство долга и моё «должен». Внешние моральные принципы и установки зрелая личность превращает в систему внутренних нравственных приоритетов. Да, это выбор, но это и долг.

Обратимся к общей психологии. Там среди базовых составляющих человеческой психики мы обнаруживаем волю, которая рассматривается, наряду с характером, как стержневое образование личности. Если мы заглянем в структуру волевого действия, то в качестве главного его компонента увидим волевое усилие. Без волевого усилия произвольная деятельность распадается. Без него я бы уже бросил писать третью страницу этого поста. Проявить волевое усилие – значит с определённой долей фрустрации и даже стресса заставить себя сделать что-то важное, что порой сложно, но надо сделать.

Наконец, обратимся к нейропсихологии развития. Мы знаем, что за «хочу» отвечают подкорковые структуры мозга, лимбический комплекс. Эти структуры выполняют важную активирующую функцию. Но не менее важной функцией является тормозная, которую выполняют лобные доли. При поражении передних областей лобных долей возникает апато-абулический синдром, при котором жизнь подчинена одним влечениям и сиюминутным импульсам. Зрелище ужасающее. И вот для формирования и нормального функционирования лобных долей чрезвычайно важны эти слова – «надо», «не надо», «должен». Как говорит известный детский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер, ребёнок уже с раннего возраста должен привыкать к мягкому «надо», которое по мере взросления может становиться твёрже. Ведь лобные доли могут развиваться изначально только благодаря систематической внешней регуляции.

Итак, на мой взгляд, «должен» – это замечательное слово, не зря существующее практически во всех языках. Особенно если оно применяется уместно и умеренно. Этим постом я снова хочу подчеркнуть важность дифференцированного подхода и опасность каких-либо перекосов.


Источник: vk.com

Комментарии: