Алалия |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-06-05 11:48 Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: его речь самостоятельно, без медико-логопедической помощи не формируется. Алалия (от греч. – «говорить» с отрицательной частицей «а») – отсутствие речи или системное недоразвитие речи на фоне поражения центральной нервной системы. Сейчас это можно утверждать уверенно, так как появилась возможность исследовать структуры головного мозга с помощью метода нейросонографии. Алалия наблюдается у детей с сохранным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности. При обследовании в «Прогнозе» с использованием метода вызванных потенциалов у детей с алалией выявлялось замедленное проведение слуховых импульсов в центральной нервной системе, особенно на стволовом уровне. Также были снижены обменные процессы в стволе (из-за недостаточного кровоснабжения). Особенно явное замедление слуховых нервных импульсов наблюдалось при использовании высокой частоты в 4 тыс. Гц (среднеречевой частоты). Замедление возникновения слухового потенциала в таламусе свидетельствовало об ухудшении восприятия мельчайших частиц речи – фонем. Большинство детей с алалией имели нормальную когнитивную функцию, а показатель концентрации внимания чаще всего был снижен. Иными словами, дети с алалией имели «чистое» речевое нарушение при нормальном интеллектуальном потенциале. Алалию в той или иной степени имеют около 6% детей, причем четверть из них – тяжелую. Мальчики страдают алалией в два раза чаще девочек. В западной медицинской литературе нет диагноза «алалия», в современных источниках эти речевые расстройства называют специфическими нарушениями речи. Считается, что дети с этим нарушением могут осваивать язык в той же последовательности, что и нормально говорящие дети, но с более низкой скоростью. Алалия более распространена, чем может показаться на первый взгляд. В США диагноз «специфическое нарушение языка» поставлен более чем миллиону школьников, а исследования, проведенные в детских садах, показали, что там он встречается у 7,6% детей. Позднее развитие речи у маленького ребенка – это первый признак нарушения. Дети с задержкой развития речи могут вообще не говорить вплоть до поступления в школу. Когда же они начинают говорить, их часто трудно понять. Выделяют моторную, сенсорную и смешанную формы алалии. При моторной алалии (расстройство экспрессивной речи) у детей отмечаются затруднения в овладении активным словарным запасом, грамматическим строем языка, звукопроизношением и слоговой структурой слова на фоне относительно полноценного понимания речи. Нередко родители на приеме у невролога отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит». При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Речь детей-алаликов большей частью непонятна, аморфные образования типа «тя бах», «декамо» (что означает «чашка упала» и «девочка моет») могут быть поняты только в непосредственной ситуации, при подкреплении речи соответствующими жестами и мимикой. Выразить действия, события или желания, не связанные с наглядной сиюминутной ситуацией ребенок, находящийся на первом уровне речевого развития, не может и, таким образом, оказывается вне речевого общения. Второй уровень речевого развития дает ребенку возможность выразить свои отдельные наблюдения, суждения в более доступной для окружающих форме. Например: «Сек. Ипята. Сябака. Бизит. Гоки. Матики. Таюта. Изя. Сянька. Канька», - «Снег. Ребята. Собака бежит с горки. Мальчики катаются на лыжах, санках, коньках». Речь детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, включает в себя более развернутые высказывания, однако при их анализе очевидны ошибки в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении. Например: «Быя у бабути Ани. Моя тота Нада, она ботея, деевне, зивот. Катоски сеяи, кятные ягоды. У бабути коева и гусы и маненьки сяньяты» - «Былау бабушки Ани. Моя тетя Надя, она болела в деревне. Живот. Картошки сеяли, красные ягоды. У бабушки корова и гуси и маленькие свинята». При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранено. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Но при беседе с ними зачастую можно сделать заключение, что понимание речи у них ограничивается лишь бытовыми ситуациями. Для детей-алаликов представляют трудность задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных (покажи, про кого говорят «плывет», а про кого – «плывут»; «дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («покажи, где Саша выкрасил самолет, и где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («покажи, кто идет по улице – и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («положи ручку на книжку», «положи ручку в книжку»); установление причинно-следственных связей. Очень важно, чтобы воспитатель в детском саду своевременно направил ребенка с симптомами моторной алалии на консультацию к логопеду, а тот – к неврологу для обследования и уточнения диагноза. Эти дети обязательно должны посещать логопедический детский сад, они нуждаются в длительной и систематической коррекции. Первые признаки, которые позволяют заподозрить наличие у ребенка алалии, – очень медленный прирост активного словарного запаса на первом-третьем годах жизни. При этом преобладание лепетных слов среди слов, которыми пользуется ребенок, сохраняется до трех-четырех лет, и крайне поздно появляется фразовая речь – обычно после трех лет. Многие из таких детей произносят свои первые слова в положенный срок: в один год, в один год два месяца. Однако довольно часто даже к концу второго-третьего года эти слова еще весьма мало похожи на те, которые используют взрослые. Например, ребенок называет кошку – «ки», маму – «ма», собаку – «аф», корову – «му». Объем слов, используемых ребенком в речи, увеличивается крайне медленно. Даже научившись строить простейшие фразы, ребенок продолжает еще использовать лепетные слова до четырех с половиной лет: «ляля бух» - «кукла упала», между тем как в норме лепетные слова используются детьми до полутора лет. Научившись пользоваться фразами из двух-трех слов, что у них происходит обычно после четырех лет, такие дети очень долго грубо нарушают согласование слов во фразе по числу, роду, падежам: «песок много», «большая мяч», «часька стоит на стол» или «часька тоит тол». Неспособность пользоваться речью совсем не означает умственную неполноценность. Дети с моторной алалией весьма неплохо конструируют, играют в сюжетно-ролевые игры, хорошо и вовремя овладевают навыками самообслуживания. Трагедия этих детей в том, что они не могут высказать своих желаний, объяснить свои поступки, поделиться своими впечатлениями. Частично они пытаются компенсировать это, используя мимику и изобразительные жесты. Сенсорная алалия является полной противоположностью моторной: ребенок или совсем не понимает обращенную к нему речь, или понимает ее крайне ограниченно. При этом потенциально сохранными, но абсолютно бездейственными остаются механизмы активной речи. Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, но не справляются со скоростью их обработки и поэтому обращенная к ним речь представляет для них бессмысленный шум. По этой причине детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Внедренный в «Прогнозе» метод исследования слуховых вызванных потенциалов (АСВП) показал, что слух у большинства детей с сенсорной алалией не нарушен, но очень редко при этом получали нормальные картинки слуховых вызванных потенциалов, в основном слуховые ВП были деформированы, уменьшены в размерах. Это является основной причиной нарушения фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), его нарушение может проявляться в разной степени. Иногда оно обуславливает полное неразличение речевых звуков, то есть непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях – затрудненное восприятие речевого материала на слух. Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу («дочка» - «бочка», «мышка» - «миска», «рак» - «лак»), не улавливают разницу в грамматических формах. При этом дети с сенсорной алалией адекватно реагируют на звуковые сигналы, после небольшой тренировки способны различать разные по характеру шумы (стук, скрежет, свис и др.), но при этом они испытывают трудности в определении источника и направления звука. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. Ведущим дефектом в этом случае является нарушение фонематического слуха. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить задание по образцу (например, построить башенку с заданным чередованием элементов, где важно учесть их формы, цвет, размеры, или выложить из мозаики геометрическую фигуру). Много информации дает врачу методика вызванных потенциалов П-300. При сенсорной алалии имеется недостаточность слухового восприятия более высокого уровня (нарушение слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной к нему речи. При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни, обратиться к неврологу. При обращении в пять-семь лет сформировать речь удается не всегда. Несмотря на то, что на практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к обучению в школе для детей с нарушением речи. Источник: vk.com Комментарии: |
|