Лингвистика и психология в ЛНМО

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-05-29 12:12

лингвистика

Лингвистика и психология в ЛНМО - очень интересное направление. В числе прочего можно увидеть совмещение гуманитарных знаний и информатики. Такую специализацию больше нигде, пожалуй, и не встретишь. Почему Вы решили открыть именно такое направление? Такой вопрос мы задали руководителю гуманитарных классов ЛНМО Андрею Дедову.?

-Если мы хотим, чтобы наши выпускники были востребованы и успешны, нужно готовить их к тем вызовам, с которыми сталкивается современное гуманитарное знание. Допустим, молодой человек одарён в языкознании. А что такое современное языкознание? Его уже трудно представить без экспериментальной составляющей. Современный лингвист должен уметь провести фонологический или психолингвистический эксперимент, понимать, как собираются те или иные данные в исследованиях лексики или грамматики, а ещё знать, как эти данные обрабатываются. Или, к примеру, технологии машинного перевода - сейчас это одна важнейших прикладных отраслей лингвистики.

Ядром гуманитарных классов является организация исследований в области когнитивных наук, т.е. исследований взаимосвязей языка и мышления, проблемы сознания, экспериментальных исследований интеллекта, ощущения субъектности… Современная когнитивистика - молодая (по меркам истории науки), активно развивающаяся, востребованная область знания. Её достижения востребованы в IT, в медицине, в рекламе… да где только не востребованы. И важную роль в когнитивных исследованиях играет именно умение работать с данными, применять статистику и т.д.

- А литературоведу нужна информатика?

- Ещё как! Казалось бы, ребёнок обладает тонким эстетическим чутьём, тянется к изучению текста как сложного интеллектуального и художественного целого… при чём тут информатика? Какое ещё программирование? Какая ещё статистика? Но это заблуждение, очень тяжкий предрассудок.

К примеру, умение проводить анализ синтаксических структур и частотный анализ текстов - очень мощный инструмент, который исследователю стилистики может дать большие возможности. Конечно, сам по себе анализ текстового массива ещё ничего не значит. Выявленные закономерности, “выбросы”, особенности ещё нужно интерпретировать, объяснить, рассмотреть целостно, в отношении к авторскому замыслу. Так и происходит совмещение - художественно-эстетическое чутьё обретает инструменты познания.

-А как же трудности? Ведь есть устойчивое представление о том, что ребятам-гуманитариям бывает трудно с точными науками.

- Я бы задал вопрос иначе. Даже несколько вопросов. Была ли у ребёнка достаточная база по общей информатике? Насколько ему интересны языковые построения? Какие задачи будут стоять перед ним через несколько лет, когда он будет уже студентом, а затем начинающим специалистом? В каждом отдельном случае нужно разбираться индивидуально, прицельно.

Конечно, трудности есть. Но многие из них продиктованы страхом перед предметом, а таким страхам, как известно, доверять не стоит.

Мы стараемся знакомить ребят с предметом через прикладные задачи, которые стоят перед психологами и филологами. И это достаточно понятный путь. Но есть и прямая практическая плоскость, связанная с обработкой данных, которые ребята собирают в ходе собственных исследовательских работ. Когда подросток осознает, что конкретно он хочет сделать, и понимает, что у него в распоряжении есть инструмент, он очень многое сделает самостоятельно, “проскакивая” всё то, что при обычном задачном освоении вызывало бы затруднения.

- В программе гуманитарных классов ЛНМО есть такие дисциплины, как “Основы общей психологии”, “Когнитивная психология”. Ежегодно ученики Лаборатории представляют психологические исследования. Почему Вы считаете, что нужно заниматься этой наукой? Как ее преподавать детям?

- А ещё есть “Психология в искусстве” для ребят 13-14 лет! И в рамках этого курса дети впервые знакомятся с исследованиями восприятия и с психологией творчества. Этот курс лежит в зоне интересов подростков, и на таком ярком материале первое знакомство с психологическими явлениями складывается очень здорово.

Курсы, которые читаются старшеклассникам, это фактически адаптированные академические курсы. Адаптированные, да, но не упрощённые. Строго говоря, они служат необходимым расширением по отношению к курсу психолингвистики, в ходе которого дети знакомятся с исследованиями ментального лексикона, процессов порождения и восприятия речи, изучают связь языка и мышления. Курсы по психологии обогащают взгляд подростков на человеческий интеллект, помогают им осознать многомерность, сложность психической сферы.

И конечно же, у подростков эти курсы вызывают живейший интерес. То, что это часть предпрофильной подготовки, - это только одна сторона. Ребята ищут себя, примеряют что-то к себе, в рамках курса осваивают важнейшие навыки саморегуляции, психологической гигиены.

- Может ли ученик с физико-математическим складом учиться в гуманитарных классах с упором на информатику и наоборот - легко ли гуманитарию постигать программирование в приложение к гуманитарным областям знания?

- Здесь стоит вспомнить опыт Андрея Анатольевича Зализняка, который, будучи лингвистом, испытывал огромный интерес к математике, к точным методам. Учась на филфаке МГУ, он ходил на курс математики для филологов, а потом стал одним из руководителей семинара по математической лингвистике на мехмате МГУ. Принципы, на которых построен его “Грамматический словарь русского языка”, определяют алгоритмы русскоязычного Яндекса. Конечно, Андрей Анатольевич занимался прежде всего языкознанием, но математическая логика была для него очень важным инструментом.

Или Юрий Кнорозов, который в середине XX века расшифровал письменность майя, что считалось на тот момент практически невозможным. Разве можно представить, чтобы результаты его работы оказались успешными без применения позиционной статистики?

Трудно сказать, насколько тяжело математику было бы в лингвистическом классе. Но если есть интерес к знаковым системам, если ребёнку интересно пространство смыслов, стоящее за знаковыми системами, если лингвистические задачи интригуют, то учёба будет в удовольствие, конечно.


Источник: dzen.ru

Комментарии: