Звучание и мозг

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В последних ответах Джона Рида мне показалась примечательной мысль, что «даже без сознательного намерения звук может катализировать лечебную реакцию организма».?

Действительно, результаты исследований, изложенные в статье Рида объясняют многие процессы, которые происходят в теле человека при звучании. В то же время мне стало очень интересно, что происходят в нашем мозге, когда мы звучим.?

Примечательно, что в нашей речи задействовано левое полушарие мозга, отвечающее за структурирование предложений, а при пении — правое полушарие, отвечающее за ритм и мелодию. Этот уникальный феномен объясняет, почему человек с дефектом речи может петь без него. Подобное происходит потому, что в процессе вокализации используются другая часть мозга. Эта особенность нашего мозга используется при восстановлении звучания у людей, перенесших инсульт, затронувший речевой центр.

При этом процесс восприятия и обработки не просто внешних звуков, а нашего собственного голоса очень многоуровневый и сложный. Он формируется из распознавания импульсов, идущих из гортани в процессе голосообразования (соматосенсорная информация), а также обработки слуховой обратной связи, так как свой голос мы еще и слышим с помощью нашего слухового аппарата и получаем информацию о нем от вибро-тактильных рецепторов кожи.

Слуховая обратная связь позволяет получить мозгу подробную информацию о высоте, тембре и громкости нашего голоса. Этим объясняется компенсаторное усиление громкости речи при снижении слуха у человека. Именно благодаря этому сложнейшему процессу также происходит регулирование нашего состояния на биохимическом уровне: спокойный, гармоничный звук – все хорошо, резкий, раздраженный – надо запускать антистрессовые механизмы!?

Исследования нейровизуализации подтвердили, что во время различных речевых и песенных задач, включая: генерацию слов или букв, повторение слогов, рассказывание истории, многократное пение ноты, напевание мелодии, продолжительное пение с изменением гласных в определенных ритмах, спонтанная и синхронизированная речь и пение и пр. задействуются более 10 различных вокально-моторных и сенсорных областей мозга.

Каждая такая зона, расположенная в стволе мозга, лобной доле, островковой доле. в височных и теменных областях, таламусе, мозжечке и других зонах, отвечающих за вокализацию и обработку слуховой обратной связи, обладает своими уникальными свойствами и функциями. Одни зоны интегрируют слуховое и зрительное восприятие нашего звучания, другие отвечают за соматосенсорную и двигательную реакцию, выработку гормонов, значительным образом влияющих на качество нашей жизни.

Учеными было обнаружено, что пение улучшает концентрацию и память, позволяет сохранить речевые и коммуникативные навыки, улучшить психическое здоровье. Связь пения с психическим здоровьем — это не просто эффект плацебо!

Исследователями разных стран было установлено, что в момент пения (тонирования) происходит выброс окситоцина — гормона, который вызывает чувство доверия и привязанности.

Окситоцин — нейропептид, продуцируемый в ядрах гипоталамуса. Из них он транспортируется в заднюю долю гипофиза, где впоследствии высвобождается в кровоток в виде гормона. На биохимическом уровне он принимает участие в подавлении и «уравновешивании» гормонов стресса в крови.

Слово окситоцин происходит от греческого слова, означающего «быстрые роды». До последнего времени функции окситоцина были связаны с материнским поведением, таким как связь мать-ребенок, кормление грудью и сокращения матки. Исследования последних десятилетий показывают более широкое влияние окситоцина на социальное и эмоциональное поведение человека, эффекты которого сильно зависят от контекста события и его индивидуальных особенностей. Окситоцин опосредует социальное поведение регулирует стресс и тревогу, что делает его выработку одним из основных физиологическим механизмов.??

В оптимальных обстоятельствах окситоцин повышает доверие и связан с социальной привязанностью родителей к своим детям. Первоначально считалось, что выработка окситоцина у людей увеличивается только в ответ на прямой физический контакт. В ходе экспериментов было установлено, что матери, демонстрировали более высокие уровни окситоцина в плазме только благодаря вокализации.

Дальнейшие исследования подтвердили, что выработке окситоцина способствует не только «пение матери», но и вокальное звучание человека вообще. Это может объяснить, почему некоторые люди возвращаются к пению, когда нервничают или испытывают стресс, а также почему пение превратилось в инструмент социальной жизни.

Ведь когда мы звучим – поем или занимаемся голосовыми практиками, мозг вырабатывает окситоцин – это делает нас более спокойными и эмпатичными, что позволяет улучшать коммуникацию и перейти к совместному звучанию.???

Ученые доказали, что в процессе группового пения (в хоре или медитативных практиках) уровень окситоцина еще больше увеличивается. Благодаря этому, мы испытываем акт единения, который улучшает наше эмоциональное и физическое самочувствие. При этом уменьшается чувство одиночества и депрессии.

Британские ученые доказали, что именно благодаря коллективному пению и выработке окситоцина люди, потерявшие близких, лучше справлялись с утратой. ?

Особую роль в эмоциональном состоянии каждого человека играют эндорфины – «гормоны счастья», которые обеспечивают человеку ощущение наслаждения и радости.

Дофамин и серотонин — это нейромедиаторы, которые высвобождаются в значительном количестве в хвостатом ядре мозга, когда мы звучим, вызывая чувство удовольствия и удовлетворения. И также, как и в случае с окситоцином, ученые отмечают, что их вырабатывается гораздо больше, когда мы звучим не одни, а с кем-то, в коллективе.

В связи с этим вспоминается пословица, что «Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости». А если вместе звучат несколько человек, то радость увеличивается уже в разы! Я думаю, что каждый может вспомнить подобный момент, когда вы попели хором, позвучали в ходе совместной голосовой практики, и вам стало на душе так хорошо и радостно! ???

Важнейшим фактором, повышающим эффективность действия эндорфинов является дыхание. Когда мы начинаем петь или выполнять голосовую практику, наше дыхание не только становиться более глубоким и ритмичным. Это обеспечивает полный кислородный обмен, частота сердечных сокращений замедляется, кровеносные сосуды расширяются, давление снижается.

Есть исследования, которые доказывают, что при таком ритмичном дыхании, активируются несколько областей мозга, связанных с эмоциями, вниманием и осознанием тела. Именно на этом эффекте и строятся большинство практик медитации, а также помогают человеку преодолеть панику, тревогу и выйти из состояния стресса.

Кортизол — это гормон, под действием которого наш организм

адаптируется к стрессовым факторам окружающей среды, а также к травмам и шоковым состояниям. Он вырабатывается надпочечниками в стрессовых ситуациях для улучшения работы головного мозга, поддержания нервной системы, стимуляции работы сердца и в небольших дозах очень важен для человека.

Хронический стресс повышает его уровень до токсичного для мозга. Когда уровень кортизола слишком высок, ухудшается функция нейронов, снижается их способность взаимодействовать друг с другом. Как следствие этого появляются проблемы с памятью, тревога и депрессия.

Учеными было замечено, что у поющих людей часто отмечается более низкий уровень кортизола в крови. Это связано, как я уже писала выше, с выработкой окситоцина и эндорфинов, которые «уравновешивают» уровень кортизола, не давая ему переходить в критическое значение. При этом следует отметить, что у профессиональных певцов уровень кортизола значительно выше, чем у тех людей, которые поют (звучат) в свое удовольствие.??

Продолжение следует…

На фото: голос буквально «зажигает» мозг

https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2015.00518/full

https://www.researchgate.net/publication/341523518_Brain_Mechanisms_Underlying_Singing

https://greatergood.berkeley.edu/article/item/what_focusing_on_the_breath_does_to_your_brain

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3669747/


Источник: www.frontiersin.org

Комментарии: