«Желание психоанализа. Опыты лакановского мышления» – Габриэл Тупинамба

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-17 12:01

Психология

Лакановское мышление

Жак Лакан изначально был психиатром, который в какой-то момент увлекся идеями психоанализа, а самым главным теоретиком в этой области для него стал именно Зигмунд Фрейд

Данная школа вобрала в себя многие идеи лингвистики, а точнее сам Лакан постарался подойти к описанию психики как лингвист, но помимо этого, он предпринял попытку описывать психику и как математик, рисуя различные формулы и уравнения

Структура психики: реальное, воображаемое, символическое

Наиболее ярким вкладом Лакана является новый подход к описанию структуры психики, который был основан на структуре языка. Сам Лакан заявляет, что бессознательное устроено как язык, при этом вводя три так называемых психических регистра: реальное, воображаемое и символическое.

Многие, кстати, приравнивают эти регистры к инстанциям психики по Фрейду: ид, эго и супер-Эго.

Реальное. Первой в развитии человека появляется инстанция реального. Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненные функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него форме.

Так на уровне реального функционирует психика младенца, который, живет в недифференцированном мире, где все ощущения и сенсорные восприятия слиты в единое целое, и в то же время не присвоены самим ребенком.

Не стоит думать, что реальное в концепции Лакана означает внешнюю реальность, наоборот, к реальному также относится содержание психики, и, и прежде всего бессознательное содержание. В общем это во многом схоже со структурой Ид у Фрейда

Воображаемое. Далее в процессе своего развития ребенок начинает дифференцировать и различать объекты создавая о них определенные представления и появляется инстанция воображаемого. Воображаемое это инстанция представлений о значении тех или иных объектов, которые во многом выражаются в их функциях и смыслах. А если еще проще, то воображаемое, это те смыслы и репрезентации, которые мы придаем те или иным объектам в среде.

И здесь наиболее важную роль конечно же играет представление о самом себе. В частности, момент появления воображаемого Лакан сводит к так называемой стадии зеркала, которая длиться с 6 до 18 месяцев.На этой стадии малыш обнаруживает свой образ в зеркале и восхищается им, затем помещая его внутрь себя.

Под зеркалом имеются в виду и отраженные реакции близких других, например, то, как мама реагирует на те или иные потребности ребенка и вообще признает ли его.

И речь здесь идет не только об образе в целом. В материнских ответах на позывы ребенка получают свое отображение и отдельные телесные функции. Ребенок начинает обозначать одно ощущение как голод, другое как удовольствие, поскольку именно так обуславливает его чувство его мать.

В итоге осознание себя целостным объектом, отделенным от внешнего мира, позволяет выделять и иные объекты в этом самом мире появляется так называемый другой или объект, с которым можно взаимодействовать. При этом другой это не только другие люди, но и образ самих себя это тоже другой, так как любой диалог по Лакану направлен на другого, а следовательно внутренний диалог – это тоже общение с другим – с образом своего я.

Воображаемое также во многом отвечает и за психические защиты. Оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к реальности, так и по отношению к тем образам, которые существуют в сознании "других";

Символическое. Наконец с момента овладения знаковой системой, у ребенка формируется так называемый символический регистр. Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе.

При этом сам Лакан утверждал, что ребенок как бы врождается в язык, или, проще при рождении помещается в определенную знаковую среду, которая уже формирует его психику. У ребенка появляется символическое пространство с помощью, которого он может обозначать те или иные предметы, соответственно здесь и появляется важный концепт означающего и означаемого в теории Лакана.

Означающее, означаемое и влечения

С момента появления символического регистра, можно также говорить о двух новых концептах означаемого и означающего.

Идея достаточно проста, существует наша языковая или символьная система и существует тот смысл, который мы хотим с помощью нее передать. И как вы понимаете, символьная система находится в символическом регистре, а смысл и значение, которое мы хотим передать в воображаемом.

Здесь важно то, что символическое наполняют культурные элементы, разделяемые большинством людей, например, я могу использовать русский язык, однако воображаемое или смысл скрытый за сказанным индивидуальны для каждого человека.

Так если я говорю слово конь, то каждый из вас представит своего коня, кто-то белого, кто-то игрушечного, кто-то шахматного, а кто-то вообще единорога. Именно поэтому даже с помощью символического невозможно адекватно передать смысл.

Но есть еще и то, что мы в принципе не способны передать – это реальное. Реальное невозможно полностью передать в образах или словах, и именно поэтому Лакан считал символы и образы пустыми вещами которые не содержат под собой ничего.

Представьте себе художника, который в порыве вдохновения и чувств написал красивую картину. Вряд ли мы сможем как-то адекватно описать чувства художника, его мотивы и его состояние скрытые за картиной. И в этом смысле речь идет о реальном, о том, что послужило бессознательным фактором для рисования.

Сама же картина — это сфера воображаемого – это тот образ, с помощью которого художник попытался передать свои чувства.

Ну а теперь представьте, что мы пытаемся кому-то рассказать смысл картины и то что на ней изображено через слова – это уже область символического.

И даже если мы с помощью символов попытаемся говорить о реальном, мы все равно не сможем передать то, что действительно реально. Сказав вдохновение, мы уже упустим сам момент вдохновения и не сможем в полной мере передать его. И более того, в попытках передать что-то с помощью символов и значений мы всегда будем обращаться не к реальности, а к иным символам или значениям и описывать одни понятия через другие, а не через реальность.

Таким образом символическое воображаемое и реальное постоянное стремятся друг к другу, но никогда не приходят к соответствию из чего Лакан и выводил основные влечения человека видя их истоки опять же в языке нежели в биологии, как об этом заявлял Фрейд.

Наше символическое и воображаемое постоянно стремятся к реальному, но не достигая его могут создавать так называемые фантазмы или воображаемые образы, как замену реальности.

С другой стороны, именно настоящая встреча с реальностью часто и становится для нас наибольшей травмой и конечно, главную травму жизни, Лакан видел в Эдиповом комплексе.

Именно этап Эдипова комплекса является важнейшим при формировании символического регистра психики, что связано с появлением так называемого Другого.

Сам Лакан использует два понятия другого, другой с маленькой буквы – это просто другой объект или человек и Другой с большой буквы – это, по сути, буква закона или культурного кода, которой человек должен следовать.

В ситуации Эдипова комплекса этим большим другим и является отец ребенка, который ставит свой запрет на слияние с матерью. В будущем появляются и другие Другие, которые занимают уже символический, а не воображаемый регистр

Так к большим другим можно отнести в принципе всех взрослых, которые оказали свое влияние на ребенка. Сюда же относятся любые идеи и культурные лозунги, типа фашизма или феминизма. Сюда же относятся правила поведения в социальной среде, да и тот же уголовный кодекс.

Проще говоря большого другого, можно приравнять к различным интроекциям и убеждениям человека, если вам более знакомы эти понятия.

И именно такие элементы и наполняют символическое, опять же по аналогии с Супер-Эго по Фрейду.

Эдипов комплекс и структуры личности

Большое значение в формировании символического регистра играет Эдипов комплекс и иные варианты встречи с реальностью.

Эдипов комплекс начинается с того, что ребенок испытывает фрустрацию, когда мама бросает его, и по мнению Лакана, ребенку нужно объяснить самому себе почему это происходит.

Ответ Лакан видит в том, что мать уходит за недостающим ей фаллосом, а как известно всем женщинам в призме психоанализа фаллоса не достает )

Под фаллосом тут понимается отец ребенка, к которому как вы понимаете и удаляется его мать, причем не объективный отец как таковой, а символический. И таким образом получается, что именно он лишает ребенка права удовольствия быть с матерью, а следовательно, налагает определенный запрет на инцестуозные отношения и слияние с ней. Кстати, мать — это тоже метафора и являться ей может не обязательно биологическая мать.

Соответственно такой запрет отца на отношения с матерью становится значимой травмой, которая сталкивает ребенка с реальностью и на которую ему надо как-то реагировать.

У ребенка имеется три способа психического реагирования, которые затем и формируют его личностную структуру, а также соотношение между реальным, символическим и воображаемым в его психике.

Отбрасывание. Так ребенок может применить защиту отбрасывания, когда он изначально не воспринимает фигуру Другого и тогда формируется психотическая структура личности. В этом смысле ребенок как бы полностью отбрасывает определенную часть реальности, отрицая ее существование. Здесь важно то, что ребенок так и остается в связи с матерью, без возможности осознать самого себя как отдельного субъекта и именно таких людей можно назвать психотиками. Психотики отрицают реальность, взамен искажая ее под влиянием собственных внутренних процессов.

Вытеснение. Ребенок также может использовать механизм вытеснения своих импульсов, который уже подразумевает определенное признание внешних запретов со стороны отца и реальности, а следовательно, необходимость как-то с ней совладать. Ребёнок понимает, что Мать — не всесильна. Он видит, что она постоянно куда-то уходит может на работу, может быть, к отцу И делает вывод, что «если мама ко мне иногда приходит, значит у меня, вероятно, есть то, что ей нужно». Отсюда возникает желание контролировать Мать, чтобы обладать ей всегда. Но тут снова вмешивается Отец. Он устанавливает запрет на инцест. И тогда ребёнок понимает, что он (ребёнок) — не владеет матерью. У него нет того, что ей нужно. Он тоже не всесилен. И тогда ребёнок пытается идентифицироваться с Отцом, пытается стать таким как он. То есть происходит нормальная идентификация со своим полом, а любовное желание затем перенаправляется на другие объекты. Так рождается невротический субъект, который формирует все инстанции психики и получает возможность реализовывать свои интенции учитывая запреты внешнего другого.

Отклонение. Наконец, возможна третья как бы промежуточная между предыдущими двумя перверсивная структура личности, который возникает за счет механизма отклонения. Такая личность подразумевает, что ребенок прошел стадию отчуждения, то есть он понял, что мать не всесильна и, что он сам может ее контролировать, но не прошел стадию сепарации, то есть он не понял, что сам не всесилен. Первертами, согласно Лакану, являются, например, психопаты, безжалостные преступники и некоторые серийные убийцы, у которых мы можем наблюдать ощущение всемогущества. У этих людей не формируется символическое представление о Другом и они не следуют внешним запретам.

Ребёнок также и в последующем встречается со значимыми травмами, например, когда его идеальность не признают другие люди, а социум его не принимает.

Невротик и психотик не являются диагнозами в полном смысле слова и под невротиком по сути подразумевается здоровая личность.

Наслаждение

Важным и наверно одним из самых непонятных в концепции Лакана является термин Наслаждение. Вопреки ожиданиям, наслаждение по Лакану включает в себя не только удовольствие, но и всегда страдание.

Например, любые симптомы, подразумевающие саморазрушение, например мазохизм, зависимости, самоповреждения и другие. Все эти симптомы, как вы могли бы догадаться несут в себе как удовольствие от разрядки, так и боль

Слова ударяют по органам

Как говорил Лакан Бессознательное структурировано также как язык.

По сути, у человека есть определенная необходимость выразить что-то. Таким образом Болезнь – становится иным способом существования и выражения чего то...

Лакановский психоаналитик не фокусируется на самом симптоме, а скорее исходит из того, что его окружает.

Одним из примеров является описанная Фрейдом игра ребенка fort-da. У ребенка в руках — катушка на нитке, и он совершает последовательно одно и то же действие из двух актов: сначала отбрасывает от себя катушку, произнося («прочь!»), чтобы во втором акте притянуть к себе катушку обратно, радостно «вот!». Эта игра появляется на месте отсутствия взрослого как попытка ребенка с помощью простейшей символизации, дискурса из двух элементов, с этим отсутствием справиться.

Возьмем симптом в виде кожного покраснения. Часто такой симптом рассматривается как способ выстроить границы и барьер между собой и миром, что может являться следствием сексуального насилия в прошлом.

Согласно методике Лакана, мы можем разгадать метафору болезни, но она не проходит из-за того, что мы ее обговорили. Поэтому для психоаналитика лакановской ориентации не так важна речь, как результат, и интерпретация становится интерпретацией, только когда она несет терапевтический эффект.

В лакановском анализе есть «акты» — действия, которые носят терапевтический эффект. У Лакана был случай, когда пациентка с травмой не могла отделаться от воспоминаний о немецкой полиции гестапо. На французском слово gestapo звучит не только как «гестапо», но и как «жест на коже».

На сеансе Лакан дотронулся до ее лица, и это произвело моментальный эффект в виде облегчения страдания. Она увидела, что ее тревога ничего не значит, что это застывший символический сгусток, который распадается перед реальностью.

При этом в качестве терапевтического акта может быть использовано практически все что угодно: от изменения цены самого сеанса до реакции на опоздание пациента. Любые подобные акты также выступают как означающие и могут нести в себе определенный смысл для пациента.

Например, Лакан считал, что, нет смысла вести каждый сеанс 45 минут, потому что надо думать о времени логическом, а не хронологическом. Человек начнет говорить про то, как он возмущен краткостью сеанса. Если он не остановится, то выскажет то, что находится глубже.

Ну и как вы знаете психоанализ никогда не сводился к лечению симптома. Поэтому психоаналитики говорят о своем эффекта, даже если не удалось ничего «вылечить» в традиционном понимании.

Они говорят об эффекте от циркуляции речи, в которой постоянно меняются означающие и есть человек, который вас выслушивает, именно это и обуславливает результат терапии


Источник: www.litres.ru

Комментарии: