Выступил сегодня на пленарной сессии Международного Кантовского конгресса "Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта" |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-23 16:15 1) Мы находимся в той точке исторического развития, когда от России не ждут ни празднования юбилея Канта, ни вообще разговоров о Канте. Западная пресса и аналитика, если вообще поднимает этот вопрос, пишет о России как о чём-то, чуждом Канту. 2) Мы считаем, что говорить о Канте можно и нужно. И на это есть две причины: одна общефилософского, культурного порядка, вторая касается российской истории. 3) Общефилософская идея состоит в том, что ещё со времён Сократа лучшая форма уважения к философу - это диалог. Философ должен быть живым собеседником. Его идеи нужно обсуждать, пересматривать, спорить с ними, интерпретировать в духе времени. Именно такой диалог с философом и о философе рождает подлинное мышление, а значит - это и есть наивысшая форма уважения. Напротив, если превратить философа в золотого идола, упасть перед его величием, отбивать этому идолу поклоны и произносить только правильные ритуальные слова - это будет высшей формой неуважения, настоящим убийством философа. Мы в России считаем, что Кант заслуживает нашего уважения. А значит - идейное наследие Канта заслужило дискуссий, а не ритуального восторга. 4) Вторая причина: Кант - это наш русский трофей, как и всё, что вы видите в Калининградской области. Рачительный хозяин должен разобраться, что же досталось ему по наследству. Русская мысль часто оппонировала Канту, спорила с ним. Стоит задаться вопросом: а почему Кант вызывал у нас такую реакцию? Стоит задаться и другим вопросом: если бы Семилетняя война закончилась иначе и Восточная Пруссия стала бы нашей уже тогда, мог бы состояться русский Кант? Мог ли состояться русский философ Иммануил Кантов? Как он повлиял бы на нашу мысль и культуру, а те - на него? Также мы помним, что здесь и сейчас мы находимся в центре мощнейшей когнитивной войны, где, отчасти, противник пытается прикрыться и кантовским наследием. Противопоставить ему можно было бы нашу, русскую интерпретацию Канта. Именно поэтому нам нужна масштабная ревизия, перепросмотр кантовского наследия исходя из нынешних задач, стоящих перед русской историей и мышлением. 5) И, наконец, стоит помнить: зачастую философы хороши не столько своими ответами, сколько своими вопросами. 4 кантовских вопроса - что я могу знать, что я должен делать, на что я смею надеяться и что такое человек - вот вопросы, на которые нам нужно найти свои собственные ответы. 6) Похожий набор вопросов возникает и в отношении искусственного интеллекта. Помимо вопросов технических, мы могли бы, в духе Канта, спросить: что искусственный интеллект может знать, что он должен делать, способен ли он надеяться и чем он вообще является? Если, по Канту, человек - это моральное существо, можем ли таким моральным существом существом быть ИИ? И является ли он, с этой точки зрения, интеллектом вообще? Все эти вопросы из кабинетных переходят в прикладную плоскость ровно в тот момент, когда речь идёт о замещении человека ИИ, о создании гибридных систем, о сращивании человека и ИИ. Да, можно в классическом кантовском духе противопоставлять "животную тварь" и "моральное существо". Но не получится ли в итоге так, что в этом новом наступающем мире знаменитая фраза из "Критики практического разума" должна будет звучать примерно так: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением - это сеть телекоммуникационных спутников надо мной и искусственный интеллект во мне" Источник: vk.com Комментарии: |
|