Только сердцем: урок невозможен без эмоционального контакта с детьми

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Когда-то, в начале своей педагогической деятельности, я столкнулась с неожиданной для меня интерпретацией понятия «химик». В советские годы в нашей глубинке были большие трудности с покупкой книг. На предприятия, в коллективы давали экземпляр, и люди разыгрывали право покупки. Мне выпало счастье – трехтомник Владимира Галактионовича Короленко. И вот в момент радости я услышала от коллеги то, что заставило удивиться: «Зачем химику Короленко?!» И правда, зачем?

…Сегодня, в завершение своего педагогического пути, получив уже научную степень по методике преподавания, я понимаю, что в работе учителя методика хоть и фундаментальна, но не первостепенна. Какие бы технологии ни использовал учитель, без эмоционального, психологического контакта ребенка и учителя не сработает ни один метод обучения. И можно будет обвинять методистов и ученых, даже детей, но причина неудачи останется неизменной: отсутствие эмоционального контакта. Именно психологическая составляющая педагогического процесса является самой важной, первостепенной. Именно она, словно волшебная палочка, позволяет настроить ребенка на принятие педагогического воздействия. Любая существующая педагогическая технология предполагает полную вовлеченность учащихся. А вот этап самого вовлечения зависит от личностных характеристик и межличностных факторов взаимодействия участников педагогического процесса.

В достижении психологического контакта основополагающую роль играют, безусловно, личность учителя, его понимание основ возрастной психологии, коммуникативные компетенции и широта эрудиции.

Преподавая в общеобразовательной школе, я понимаю, что не все дети мотивированы на изучение химии поступлением в вуз, не все мечтают стать врачами или химиками-технологами. Но работаю я со всеми. И для меня важен результат моей работы для каждого ученика, который выражается в воспринятом интересе к миру, жажде познания и стремлении приносить пользу другим. Развить интерес к предмету, по моему убеждению, можно только в контексте взаимосвязи всех предметных дисциплин, ведь деление мира на учебные предметы весьма условно, а ограничивать личность учителя рамками одной искусственно выделенной области знания опасно.

Поэтому я не представляю уроков химии по теме «Электролиз» без законов Фарадея, тему «Белки» – без биосинтеза, а тему «Сплавы» – без пушкинских строк. Да, «Медный всадник» дает нам повод размышлять о терминах «медь», «бронза», «чугун» и понимать то, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено.

Нельзя развивать творческие способности учащихся, если учитель ими не обладает. Нельзя развить интерес к познанию мира, если учителю этот мир неинтересен. К сожалению, приходится иногда слышать такое мнение: «Им (ученикам) ничего не интересно!» Тут хочется спросить: «А вам?»

Конечно, знать все невозможно, да и едва ли нужно, но учитель живет в динамичном пространстве информационного поля, которое постоянно расширяется. Живет с радостью, делится своим интересом, позволяя другим людям ощутить радость познания. И можно ли ограничить, сузить этот интерес, исключив из него произведения Короленко или сокровища Сикстинской капеллы?

В наше время цифровых технологий для развития творчества, расширения кругозора есть огромные возможности. Расширение своего информационного поля дает учителю новые возможности формирования эмоциональных взаимоотношений с ребятами на основе общих интересов, взаимоподдержки и дружеского внимания. Учитель-предметник, который увлечен туризмом или музыкой, например, интересен ребятам. В моей жизни сферой интереса стали акварель, карандашная графика, линер. И пусть мои ученики даже не рисуют сами, но приходят на выставки своего учителя, следят за моим творчеством. Влияет ли это на учебный процесс? Я считаю, что безусловно. Общение вне уроков переходит в учебную сферу на основе доброго взаимопонимания. Исчезает формализм, открывается возможность сотрудничества в учебном процессе. Взаимоуважение снимает вопросы дисциплины в классе, дети работают на уроке не под страхом наказания оценкой, а принимая обучение как значимое для них дело. Именно добрые взаимоотношения являются той волшебной палочкой (она есть у каждого творческого учителя), которая начинает урок, вовлекая мысли ребят в процесс обучения. Но хочется напомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба».

…Только искренне, только сердцем.

Елена НЕЧИТАЙЛОВА, народный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России»-2008, кандидат педагогических наук, Ростовская область


Источник: ug.ru

Комментарии: