Среди философски необразованных людей, к которым необходимо отнести всех не изучавших кантовской философии, следовательно, и большинство иностранцев, равно как и многих современных медиков и т |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-09 12:07 Среди философски необразованных людей, к которым необходимо отнести всех не изучавших кантовской философии, следовательно, и большинство иностранцев, равно как и многих современных медиков и т. п. в Германии, ничтоже сумняшеся философствующих на основе своего катехизиса, прочно держится еще застарелое, ложное в самом корне своем противоположение духа и материи. В особенности снова пустили его в ход гегельянцы благодаря своему исключительному невежеству и философской необразованности, снабдив его извлеченным еще из докантовских времен названием "духа и природы", под которым они и преподносят его публике с полной наивностью, как будто бы Канта никогда и не существовало, и мы все еще продолжаем прогуливаться в длинных париках среди подстриженных кустиков и философствуем, подобно Лейбницу в саду Герренгаузена (L?bn., ed. Erdmann, p. 755), с принцессами и придворными дамами "о духе и природе", разумея под природою подстриженные кустики, а под духом — содержимое париков. На почве этой мнимой противоположности и возникают спиритуалисты и материалисты. Последние утверждают, что материя посредством своей формы и смешения создает все, — значит, и мышление, и волю в человеке, против чего первые вопиют во всю глотку и т. д. На самом же деле нет ни духа, ни материи, а есть на свете много недомыслия и химер. Тяготение камня к земле необъяснимо в такой же мере, как и мышление в человеческом мозгу: что же, не заключить ли отсюда, что и в камне присутствует некий дух? Я бы сказал этим спорщикам: вы думаете, что достигли познания мертвой, т. е. совершенно пассивной и бескачественной, материи, так как вы мните, будто действительно понимаете то, что умеете свести к механическому действию. Но подобно тому как физические и химические действия, по собственному вашему признанию, непонятны для вас, пока вы не умеете свести их к механическим, так и самые эти механические действия, т. е. все явления, обусловливаемые тяготением, непроницаемостью, сцеплением, плотностью, инерцией, пластичностью, текучестью и т. п., столь же загадочны, как и действия физические и химические и даже как мышление в голове человека. Если материя, по неизвестной для вас причине, может падать на землю, то она может также, по неизвестной для вас причине, и мыслить. Все действительное и до конца понятное в механике не ведет дальше математической стороны каждого объяснения и, следовательно, ограничено определениями пространства и времени. Но ведь пространство и время со всеми вытекающими из них законами сознаются нами a priori и оттого представляют собою простые формы нашего познания и принадлежат единственно нашим представлениям. Следовательно, их определения, в сущности, субъективны и не имеют никакого отношения к моменту чисто объективному, независимому от нашего познания, к вещи самой по себе. Как только же мы, хотя бы даже в механике, заходим далее чисто математической стороны дела и приступаем к непроницаемости, тяготению, плотности, текучести или газообразности, нас останавливают уже такие явления, которые так же загадочны для нас, как мышление и воля человека, т. е. нас встречает прямо непостижимое; ибо такова каждая сила природы. Куда девалась, таким образом, та материя, которую вы столь интимно познали и поняли, что все хотите из нее объяснить и все к ней свести? Вполне доступна и постижима для нас всегда только чисто математическая сторона дела; ибо она коренится в субъекте, в нашем собственном представляющем аппарате. Как только же выступает на сцену нечто истинно объективное, нечто не поддающееся априорному определению, то в последней своей инстанции оно непременно оказывается непостижимым. Вообще все воспринимаемое чувствами и рассудком представляет собою совершенно поверхностное явление, не затрагивающее истинной внутренней сущности вещей. Так думал Кант. Бели же вы предположите в человеческой голове, как Deus ex machina*, некий дух, то вы должны будете, как я уже сказал, допустить дух и в каждом камне. С другой стороны, если ваша мертвая, чисто пассивная материя может стремиться к земле как тяготение или как электричество — притягивать, отталкивать и давать искру, то как мозговая масса она может и мыслить. Короче, под всякий мнимый дух можно подвести материю, равно как и наоборот, под всякую материю — дух; из чего вытекает, что противопоставление их ложно. * бог из машины (лат.). ___ Артур Шопенгауэр "Parerga и Paralipomena" в двух томах. Том второй: Paralipomena Источник: vk.com Комментарии: |
|