Среди философски необразованных людей, к которым необходимо отнести всех не изучавших кантовской философии, следовательно, и большинство иностранцев, равно как и многих современных медиков и т

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-09 12:07

Философия ИИ

Среди философски необразованных людей, к которым необходимо отнести всех не изучавших кантовской философии, следовательно, и большинство иностранцев, равно как и многих современных медиков и т. п. в Германии, ничтоже сумняшеся философствующих на основе своего катехизиса, прочно держится еще застарелое, ложное в самом корне своем противоположение духа и материи. В особенности снова пустили его в ход гегельянцы благодаря своему исключительному невежеству и философской необразованности, снабдив его извлеченным еще из докантовских времен названием "духа и природы", под которым они и преподносят его публике с полной наивностью, как будто бы Канта никогда и не существовало, и мы все еще продолжаем прогуливаться в длинных париках среди подстриженных кустиков и философствуем, подобно Лейбницу в саду Герренгаузена (L?bn., ed. Erdmann, p. 755), с принцессами и придворными дамами "о духе и природе", разумея под природою подстриженные кустики, а под духом — содержимое париков. На почве этой мнимой противоположности и возникают спиритуалисты и материалисты. Последние утверждают, что материя посредством своей формы и смешения создает все, — значит, и мышление, и волю в человеке, против чего первые вопиют во всю глотку и т. д.

На самом же деле нет ни духа, ни материи, а есть на свете много недомыслия и химер. Тяготение камня к земле необъяснимо в такой же мере, как и мышление в человеческом мозгу: что же, не заключить ли отсюда, что и в камне присутствует некий дух? Я бы сказал этим спорщикам: вы думаете, что достигли познания мертвой, т. е. совершенно пассивной и бескачественной, материи, так как вы мните, будто действительно понимаете то, что умеете свести к механическому действию. Но подобно тому как физические и химические действия, по собственному вашему признанию, непонятны для вас, пока вы не умеете свести их к механическим, так и самые эти механические действия, т. е. все явления, обусловливаемые тяготением, непроницаемостью, сцеплением, плотностью, инерцией, пластичностью, текучестью и т. п., столь же загадочны, как и действия физические и химические и даже как мышление в голове человека. Если материя, по неизвестной для вас причине, может падать на землю, то она может также, по неизвестной для вас причине, и мыслить. Все действительное и до конца понятное в механике не ведет дальше математической стороны каждого объяснения и, следовательно, ограничено определениями пространства и времени. Но ведь пространство и время со всеми вытекающими из них законами сознаются нами a priori и оттого представляют собою простые формы нашего познания и принадлежат единственно нашим представлениям. Следовательно, их определения, в сущности, субъективны и не имеют никакого отношения к моменту чисто объективному, независимому от нашего познания, к вещи самой по себе. Как только же мы, хотя бы даже в механике, заходим далее чисто математической стороны дела и приступаем к непроницаемости, тяготению, плотности, текучести или газообразности, нас останавливают уже такие явления, которые так же загадочны для нас, как мышление и воля человека, т. е. нас встречает прямо непостижимое; ибо такова каждая сила природы. Куда девалась, таким образом, та материя, которую вы столь интимно познали и поняли, что все хотите из нее объяснить и все к ней свести? Вполне доступна и постижима для нас всегда только чисто математическая сторона дела; ибо она коренится в субъекте, в нашем собственном представляющем аппарате. Как только же выступает на сцену нечто истинно объективное, нечто не поддающееся априорному определению, то в последней своей инстанции оно непременно оказывается непостижимым. Вообще все воспринимаемое чувствами и рассудком представляет собою совершенно поверхностное явление, не затрагивающее истинной внутренней сущности вещей. Так думал Кант. Бели же вы предположите в человеческой голове, как Deus ex machina*, некий дух, то вы должны будете, как я уже сказал, допустить дух и в каждом камне. С другой стороны, если ваша мертвая, чисто пассивная материя может стремиться к земле как тяготение или как электричество — притягивать, отталкивать и давать искру, то как мозговая масса она может и мыслить. Короче, под всякий мнимый дух можно подвести материю, равно как и наоборот, под всякую материю — дух; из чего вытекает, что противопоставление их ложно.

* бог из машины (лат.).

___

Артур Шопенгауэр "Parerga и Paralipomena" в двух томах. Том второй: Paralipomena


Источник: vk.com

Комментарии: