Ребенок в возрасте от 9 до 16 лет провоцирует, хамит, добивается агрессии от родителей - это не баг, это фича

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-21 12:14

работа мозга

Ребенок в возрасте от 9 до 16 лет провоцирует, хамит, добивается агрессии от родителей - это не баг, это фича. Причины - физиологические изменения мозга.

К 9 годам большинство детей восстанавливается от пренатальных травм и упущений раннего воспитания, более менее выравниваются базовые функции нервной системы. Родители начинают чувствовать себя увереннее в вопросах воспитания…

И тут вентральная часть полосатого тела головного мозга начинает фонтанировать предвкушением удовольствия: «Эй птичка, там столько вкусного!». На фоне слабого когнитивного и эмоционально-мотивационного контроля поведения (привет незрелости лобного полюса и передней поясной коры) дети начинают «чудить» - вести себя рискованно и нарушать общепринятые правила поведения.

Без паники, это так и задумано!

Полосатое тело регулирует поощрение в мозге, его высокая активность у школьников необходима для быстрого обучения. Но та же открытость новому опыту делает подростков склонными к рисковым поступкам, таким как проба наркотиков или посещение опасных мест. Пубертатные настройки дофоминергической системы заставляют подростков переоценивать значимость вознаграждения и недооценивать риски.

Кроме того природа ради устойчивости вида хорошо вложилась в разнообразие нашей популяции. Человечество так отлично приспособлено к разным условиям обитания именно благодаря тому, что наши вкусы, способности, реакции и любимые способы действия сильно различаются. Обеспечивает эту палитру талантов синаптический прунинг – процесс разрушения мало используемых связей между нейронами, для повышения эффективности мозга.

Этот самый прунинг и добирается до лобной коры мозга в подростковом возрасте: в 11 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков. Поскольку биологическая основа индивидуальности формируется под слоганом «используй или потеряй», психика начиная с 9 лет уже настроена на поиск идентичности. Вся природа ребенка восстаёт против принуждения со стороны взрослых, родители часто называют это ленью. Бросить секцию, прогулять школу, залипать за подборки видео, выбирать «странное» хобби – как плохо это все вписывается в планы родители!

В то же время у школьников начинают развиваться долгожданные навыки планирования, понимания других людей и контроля импульсивного поведения. Всё это благодаря тому, что префронтальная кора устанавливает обширные связи с лимбической системой. Подвох в том, что этот благостный процесс начинается с бурного скачка в активности лимбической системы - интенсивность и новизна сложных эмоциональных переживаний делает поведение ребенка неуравновешенным. То есть сначала эмоциональные вспышки, которые критично усложняют жизнь ребенка, а потом уж так и быть инструменты самоконтроля, чтобы попустило.

Тогда же с 11 до 15 лет активно развивается абстрактное мышление -подростку становится доступно «смотреть на себя со позиции других людей. Это сопровождается повышением социальной тревожности и навязчивого желания «выглядеть круто».

Если все идет по плану, то годам к 15 эмоциональные качели уже под контролем. НО резко возрастает чувствительность к окситоцину. Он актуализирует потребность создавать прочные связи «собрать свою банду», анализировать отношения с окружающими «кто чёткий, а кто лузер», примкнуть к сообществу «пацан/чушпан/гик/нерд/отаку/нефор/цивил» и прочие вариации на тему-свой чужой.

Основное противоречие этого этапа - скачек в количестве мозговых связей дающих доступ как к рациональному анализу ситуаций и пониманию причинно-следственных связей (за счет совершенствования лобного отдела мозга), так и к эмоциональным перепадам и трудностям с принятием решений (обусловленных большим влиянием лимбической системы).

Капризы и истерики у подростков – репетиция навыков противостояния социальному давлению. Конфликтуя с родителями, подросток обучается самоконтролю и совладанию со своими эмоциями.

И это то самое место, в котором родители виноваты во всем. Задача ключевых взрослых на данном этапе удерживать свои границы и контакт с ребенком, при этом проявлять эмоции и избегать скандалов, и разумеется, контролировать подростка давая ему достаточно свободы самовыражения.

ИМХО, квест сделать подростку хорошо и на долго невыполнимый.

Как минимизировать потери нервной системы при общении со школьниками расскажу на тренинге 20 апреля в БЦ КОНСУЛ.

Как вытаскивать взрослых клиентов из травм подростковости расскажу на конференции АИП 8 июня в БЦ SAMMIT.


Источник: vk.com

Комментарии: