О необходимости философии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-04-12 14:24

Философия ИИ

Есть преподавательская байка, гласящая, что университет был бы прекрасным местом, если бы там не было студентов: тишь, гладь, благодать, благорастворение воздухов и развитие науки в масштабах, близких к промышленным. Однажды эту байку даже решили проверить и из одного из университетов Америки на семестр удалили учащихся, оставив только профессорско-преподавательский состав. Мужи науки сладко потянулись, положили перед собой стопки листов чистой бумаги, поставили стаканчики с остро отточенными карандашами, заварили кофе, заправили чернила в ручки и… И не написали ничего. Вот ровным счетом ничего. Нет, что-то, конечно же, они выдали, но меньше и не того качества, что они выдавали, когда их окружали надоедливые студенты.

Руководство университета вернуло студентов в аудитории, и процесс погрызания научного гранита пошел прежним ходом. А сам эксперимент родил известную максиму: студенты своими вопросами будят интеллектуальную активность преподавателей. Без них – никак. По этой причине я страсть как люблю своих студентов, ибо без них я не прочитал бы и половины того, что прочитал. И не построил бы в своей голове и трети того, что там сейчас понастроено. И не снес бы и не перестроил.

И вот не так давно, в процессе подготовки к занятию курса «защита от темных искусств – противостояние манипуляции» я нашел очень важный сюжет для курса философии. Одно из обоснований ее необходимости.

Все началось с манипуляции посредством изображения. Дело в том, что плакаты, реклама, кино – в деле пропаганды и манипуляции чудо как хорошо работают. Особого секрета здесь нет, точнее, их здесь несколько, но все не особо секретные, если дать себе труд поразмыслить над ними несколько минут.

Итак. Первое. Картинка обычно не простая картинка, а смешная, страшная или несет в себе эротическое содержание, то есть, привлекает к себе внимание. Или там изображены дети. Это не про секс напрямую, но это тоже работает, ибо про продолжение рода и необходимость защищать. Так что картинка привлекает к себе внимание и вызывает ту или иную эмоцию. Еще до того, как мы начали понимать ее месседж. Включается, как говорил один философ, предрассудочное восприятие, то есть то восприятие, которое на инстинктах.

Так же картинка может привлекать к себе внимание определенными сочетаниями цветов, на которые мы привыкли реагировать: белый и красный или черный, красный и желтый.

Но это только начало и тут нет ничего особо интересного: картинка привлекла к себе внимание. Интересное начинается дальше. Привлекши к себе внимание, картинка рисует нам некий образ. И подлинные интересности начинаются вот здесь. Образ запечатлевается в голове и мозг, начиная его анализировать, если он вообще дойдет до этого, облекает его в те слова, которые у него уже есть. То есть она не дает новых слов, над которыми нужно думать, как-то встраивать их в свою картину мира, но позволяет мозгу облечь видимое и анализируемое в привычные и удобные слова.

При этом, каждый облекает видимое в свои слова, но искренне верит, что другой облекает видимое примерно в те же самые слова, ибо экстраполирует свою картину мира на других. Я сам удивился, когда это узнал, но тем не менее: если над мышлением и картиной мира специальным образом не работать, то возникает ложная уверенность в том, что другой человек видит мир так же как ты или примерно так же, как ты.

Поясню на примере из личного опыта: я показал плакат с зубастым евреем, который склонился над земным шаром двум десяткам студентов. И спросил их о том, понравилось ли им увиденное. Все сказали, что картинка жуть и все были друг с другом в этом согласны. Потом я им роздал четвертинки листа и попросил написать, что именно было жутко в увиденном. И получил два десятка разных ответов. Кто-то увидел издевательство над отдельно взятым народом, кто-то увидел жуткого и опасного монстра, кто-то увидел неприятного человека, у которого, вероятно, жутко пахнет изо рта. Все почувствовали веющей от картинки злобой и опасностью. Но для одних злоба исходила от изображенного, а для других – от художника. Но, прошу заметить, базово, пока мы не начали анализировать увиденное и свои эмоции, связанные с увиденным, и не начали облекать это все в слова, пока мы не начали использовать язык, как инструмент мышления, мы все видели одно: жуткую картинку.

Я говорю это не к тому, что мы такие крутые молодцы и как мы возвысились над обычным человеком. Вовсе нет. Сейчас я хочу отметить третью особенность той манипуляции, которая исходит через картинку, через образ. Эта манипуляция, с одной стороны, мимолетна, с другой стороны – постоянна.

Смотрите, вот идет человек по улице, спускается в метро, листает ленту в социальной сети, едет в транспорте и видит картинку. Времени на ее анализ у него нет, ибо он быстро проносится мимо места, где она лежит, да и вообще, плакат, каким бы он ни был, не подразумевает долгого рассматривания (это вам не «Гибель Помпеи» Карла Брюллова), но благодаря яркости она цепляет. Благодаря постоянному всплыванию в ленте телефона или в ленте городского пейзажа она запоминается. И принимается, как некая норма окружающего дизайна.

Но вот как часто она анализируется? Почти никогда. Мы смотрим и раздражаемся. Или восхищаемся, по ситуации. Но не анализируем. И мы все, так или иначе на это попадаемся.

А теперь к философии, к тому, ради чего я все это вот рассказывал. Дело в том, что у нас есть изрядное количество слов-картинок, которые мы думаем, что понимаем, пока мы не начинаем над ними задумываться. К примеру, «любовь». Слово яркое, образное, вызывает кучу картинок в голове, кучу эмоций. Но если взять двадцать человек и попросить их дать определение, сколько определений мы получим? То же самое со словами «человек», «счастье», «долг»: со многими абстрактными понятиями, из числа тех, что мы часто используем. Используем, но не проверяем, насколько наше понимание термина совпадает с пониманием контрагента.

И вот для этого и нужна философия: для того, чтобы понимать те слова, которыми мы мыслим, понимать, что другие, оперируя тем же запасом слов, могут понимать под ними нечто совсем иное. Если просто, то философия нам нужна, чтобы договариваться про важное и чтобы не стать жертвой манипуляции.


Источник: vk.com

Комментарии: