Логические исследования / Эдмунд Гуссерль; Разреш. авт. пер. с нем. Э.А. Берштейн; Под ред. и с пред |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-08 09:19 165 лет назад родился Эдмунд Гуссерль (1859-1938) — немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 века. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Также среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». "Логические исследования" (Logische Untersuchungen, 1900–1901) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Для следующего периода, начало которому было положено лекциями "Идея феноменологии" (Die Idee der Ph?nomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии" (Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie und ph?nomenologischen Philosophie, 1913), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения. Исследования по логике включают работы зрелого периода: "Опыт и суждение" (Erfahrung und Urteil, 1939) и "Формальная и трансцендентальная логика" (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в "Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени" (Vorlesungen zur Ph?nomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В "Картезианских медитациях" (M?ditations cart?siennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей. Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (Die Krisis der Europ?ischen Wissenschaften und die transzendentale Ph?nomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt). Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»). Источник: rusneb.ru Комментарии: |
|