Логические исследования / Эдмунд Гуссерль; Разреш. авт. пер. с нем. Э.А. Берштейн; Под ред. и с пред

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


165 лет назад родился Эдмунд Гуссерль (1859-1938) — немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 века.

Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Также среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта».

"Логические исследования" (Logische Untersuchungen, 1900–1901) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии.

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями "Идея феноменологии" (Die Idee der Ph?nomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии" (Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie und ph?nomenologischen Philosophie, 1913), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

Исследования по логике включают работы зрелого периода: "Опыт и суждение" (Erfahrung und Urteil, 1939) и "Формальная и трансцендентальная логика" (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в "Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени" (Vorlesungen zur Ph?nomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В "Картезианских медитациях" (M?ditations cart?siennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей.

Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (Die Krisis der Europ?ischen Wissenschaften und die transzendentale Ph?nomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).


Источник: rusneb.ru

Комментарии: