Когнитивный кризис |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-04-27 13:50 Фазовый кризис связан с предельным для данного уровня технологического развития состоянием экономики, что предполагает развитие процессов глобализации. По мере усугубления кризиса социосистемных процессов управления и производства в упадок приходит познание и образование как воспроизводство знания. Выход из кризиса XIV столетия был связан с географическими открытиями, с высокой познавательной активностью человечества. Становление индустриальной фазы индуктивно вызвало смену формата мышления — от схоластической к эмпирической рациональности. С XVII в. развитие промышленности тесно связано с развитием науки и научного мышления. С начала ХХ в. можно говорить об абсолютном доминировании данной формы мышления в общественных процессах. Это предполагает неограниченное применение эмпирической рациональности, в том числе в отношении упорядочений с числом Мейясу Q > 2. Необходимо иметь в виду, что эмпирическая парадигма исключительно проста и единообразна. По существу, наука применяет одну и ту же методологию ко всем возможным предметам исследования. Необходимость учитывать специфику предмета привела к быстрому дроблению научных дисциплин и всё более узкой специализации учёных. Число научных дисциплин непрерывно росло, достигнув к концу ХХ в. десятков тысяч. Соответственно, уменьшилась связность научного знания. Единое здание науки рассыпалось на множество осколков. Тенденции к междисциплинарности и трансдисциплинарности не компенсировали специализацию, породив новые проблемы. Вероятно, в каждом из осколков заключено представление обо всей науке, подобно тому как любой кусочек голограммы воспроизводит всё изображение, хотя и с низким разрешением, однако техники восстановления целого нет. Мы интерпретируем это как приближение науки к пределу Лейбница. Г. В. фон Лейбниц, скончавшийся в 1716 г., считается последним человеком, который «знал всё». Современными научными знаниями владеют сотни тысяч людей, эти представления не собираются и не могут быть собраны в единую картину, что приводит, в частности, к неразрешимым междисциплинарным противоречиям. Полный набор знаний, безусловно, может быть описан в виде некоторой базы данных. Системы ИИ способны установить содержательный порядок, который должен быть положен в основу дальнейших исследований. Для управления познанием допустимо использовать и уже существующие структуры: университеты, институты, академии наук, рассматривая эти структуры как библиотеки знаний, принадлежащих конкретным людям. Однако классификация знаний не является их сборкой и синтезом. Проблема в том и заключается, что научный формат мышления в своём развитии очень быстро сталкивается с пределом сложности, с невозможностью человеческого мышления удерживать в себе все знания, собирать их, конфигурировать или иными способами оперировать с их совокупностью. Иными словами, научный формат мышления неизбежно фрагментируется, а дальнейшая работа с отдельными фрагментами знания порождает значительные нерефлексируемые риски. Проблема сборки дополнительно обостряется невозможностью досконально воспроизвести историю каждой дисциплины в её сопоставлении с другими. Таким образом, возникает риск тиражирования нетривиальной ошибки. Данный предел носит экстенсивный характер, в принципе, его можно преодолеть. Гораздо более серьёзный характер имеет другой когнитивный предел, с которым математика столкнулась в конце XIX в., а физика — в начале XX в. В математике содержанием кризиса стала когнитивная антиинтуитивность: крайне привлекательный подход (теория множеств) не хотел работать так, как это требовалось математикам. Он решал ряд проблем, но при этом генерировал парадоксы. В физике попытка сопряжения электромагнетизма и термодинамики привела к неожиданной и тотальной катастрофе. Задача создания теории излучения абсолютно чёрного тела была решена без особого труда, и не было никаких сомнений в правильности и самого решения, и теоретических моделей, положенных в его основу. Решение было нефизическим. Оно предсказывало, что плотность излучения будет неограниченно расти с уменьшением длины волны. В результате излучающее тело за короткое время отдаст всю свою энергию и охладится до абсолютного нуля (ультрафиолетовая катастрофа). Это, конечно, противоречило и здравому смыслу, и опыту, и второму началу термодинамики. Именно здесь мы должны говорить о когнитивном кризисе. Оказалось, что физический пазл собрать невозможно. «Детали» не подходят друг к другу. М. Планк предложил гипотезу, совершенно умозрительную и, по его собственным словам, высказанную от отчаяния: энергия излучается не непрерывно, а отдельными порциями, квантами. При таком допущении получалось вполне разумное распределение плотности излучаемой энергии в зависимости от длины волны. Гипотеза помогла объяснить особенности фотоэффекта, но легче не стало. Во-первых, для гипотезы Планка не было никаких разумных оснований. Во-вторых, она противоречила волновой теории света. В-третьих, естественное развитие гипотезы Планка быстро привело к принципу неопределённости Гейзенберга, а это было уже прямое нарушение парадигмы измеримости, лежащей в основе подхода Бэкона. Оказалось, что никакими приборами нельзя одновременно и точно измерить координату и импульс частицы. Попытка ограничить проблемы областью микромира (это не спасало положения, но делало ситуацию менее острой) была сорвана мысленным экспериментом с «котом Шрёдингера». В довершение всего был описан другой мысленный эксперимент, известный как парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена. Этот парадокс предоставлял физикам выбор между принципом неопределённости и принципом близкодействия (локальностью физической теории). Оба принципа жизненно важны для научной картины мира. В теоретической физике сложилась трагическая ситуация. Ткань физической реальности буквально расползалась под руками. Физика столкнулась с пределом Ходжсона. Этот предел возникает, когда и если знание развивается до того уровня, когда обретает собственную онтологию, претендующую на предельность, то есть стремящуюся ответить на все онтологические вопросы. Именно это произошло с математикой в конце XIX в., а с физикой — в начале ХХ в. Подобная ситуация обусловливает либо рефлексию знания с восстановлением и подтверждением его оснований (программа Клейна — Кантора — Гильберта — Бурбаки в математике), либо создание управляющего и обобщающего уровня, где соединяются воедино все теории, из которых состоит знание. Такое взаимодействие, безусловно, предполагает наличие учёного, способного преодолеть предел Лейбница, хотя бы локально, в рамках одной большой дисциплины, например физики как целого. Однако рефлексия оснований математики не подтвердила этих оснований. Попытка создания обобщающего уровня в теоретической физике, великого объединения, привела только к сомнениям в истинности исходных теорий. В обоих случаях генерировались парадоксы и неизбежно возникал эпистемный конфликт. Математики и физики перестали понимать, что они считают истиной. Математика сразу же была переоснована герметически (ZFC- подход в теории множеств). Что касается физики, то в 1920-х гг. её переоснование стало содержательным. Возникла квантовая механика, был разработан соответствующий математический аппарат, некоторое время продолжались дискуссии, имеющие своей целью понять происхождение квантового подхода, его пределы и основания. Далее была построена квантовая теория поля, которая вновь столкнулась с ультрафиолетовой катастрофой. Расхождения попытались скрыть с помощью метода перенормировки, но они регулярно всплывали снова и снова и появились даже в моделях теории струн. Содержанием предела Ходжсона является эпистемный конфликт: эпистема Бэкона в своём развитии генерирует парадоксы, отрицающие её (когнитивный формат, который даёт возможность интенсивно познавать, уничтожает свои основания). В другом языке попытка применения к развитому научному знанию когнитивных операторов (например, рефлексии или понимания) приводит к неприемлемым результатам. Или даже так: задача, сформулированная в данном формате мышления и, очевидно, имеющая в нём смысл, в данном формате не решается. На данном этапе развития меньшее значение имеют остальные когнитивные пределы: • Вселенная построена так, что не может быть целиком познана в эпистеме Бэкона (предел Хокинга). • Человеческое мышление построено так, что не может всё познавать. Видовые ограничения на мышления вынуждают вводить антропный принцип (предел Ницше). Понятно, что когнитивные (эпистемные) кризисы ведут к торможению социосистемного процесса познания, индуктивно распространяющемуся на все остальные процессы. В данном случае кризис познания усугубляет фазовый кризис и затрудняет выход из него апробированным способом, то есть через выход за пределы пространства предшествующей глобализации. Необходимо также учесть, что огромные успехи науки в XIX–XX столетиях привели к очень высокому доверию к ней. Это означает, что, столкнувшись с нарастанием фазового кризиса, мировые элиты будут требовать помощи от науки, которая сама находится в кризисной ситуации. В результате эти два разнородных кризиса резонансно усилят друг друга. Хорошим примером может служить коронавирусный кризис 2020 г., когда все без исключения ошибочные решения властей опирались на заключения врачей и учёных-вирусологов. Из резюме доклада Римскому клубу "Сплетенный мир", 2023 Источник: vk.com Комментарии: |
|