Сознательная память и доступна ли она собакам

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-03-13 12:03

работа памяти

Если с кратковременной памятью все понятно - она образуется на небольшое время, а потом угасает - то с долговременной все не так просто.

Отдадим должное людям с тяжелыми поражениями головного мозга. Ведь если бы не они, откуда бы мы узнали, что человек может ничего не помнить о себе, но при этом не терять умения понимать других людей (то есть не становится «психологически» ребёнком, просто не помнит кто он такой, кем работал и где жил).

Или, например, что человек может забывать все, что узнал, спустя буквально 10 минут, но помнить все события, произошедшие с ним до травмы головного мозга. И запоминать новые двигательные навыки, забывая, когда и как он этому учился.

Такие необычные поражения мозга у людей позволили ученым сделать предположения об устройстве памяти, «месте» ее хранения, способе ее формирования и так далее. А исследования работы живого мозга помогают прояснить, как это происходит.

Итак, всю долговременную память делят на два типа: эксплицитную (или сознательную) и имплицитную (или скрытую, бессознательную). Разница между ними огромна.

Долговременная эксплицитная память «закрепляется» во время фазы медленного сна и происходит при активном участии такой структуры мозга, как гиппокамп.

На крысах получены данные, что нейроны, участвующие в процессе обучения, возбуждаются многократно в той же последовательности во время медленного сна – снова и снова. Пока не образуется стойкий «нейронный след», то есть воспоминание.

Эксплицитные воспоминания доступны нам для сознательного доступа. А еще мы можем сознательно что-то запоминать. Например, все мы зубрили в школе даты исторических событий и названия химических элементов.

Это первый тип эксплицитной памяти – семантическая память – про факты и информацию, которые мы можем вспомнить, когда нам приспичило.

Или не можем, но это не значит, что мы не помним! Если какое-то знание уже перешло в долговременную память, оно может разрушиться только вместе с нейронами.

Но мы можем просто не иметь доступа к нужным нам воспоминаниям, особенно если давно им не пользовались. Ну или впоследствии травмы/болезни, влияющей на нашу способность «доставать» эти факты из памяти.

А второй тип сознательной памяти — это наша автобиографическая или эпизодическая память. То, что мы помним и знаем о себе, о своей жизни, о своих близких, важных для себя вещах и так далее. Где мы жили в 10 лет. Кто мы по профессии. Что мы вчера ели.

Долгое время считалось, что эксплицитная память вообще недоступна животным. Мол, их дело только бессознательное усвоение информации, вырабатывание простых двигательных навыков и эмоциональных связей.

Но чем больше ученые изучают тех же человекообразных обезьян, тем чаще оказывается, что разница между нами и ними совсем не качественная, а количественная. Например, шимпанзе учатся аналогу речи глухонемых и могут «обзываться», помнят события своей жизни и понимают свое отличия от других.

Просто их, кажется, не интересуют экзистенциальные вопросы бытия, а их внимание и интерес направлены больше наружу, чем на самопознание.

Если вам становится неуютно от понимания, что мы так мало отличаемся от животных, помните, что только человек способен довести себя до депрессии, задаваясь вопросом “кто я” и “ в чем смысл моей жизни” ?

А как же собаки? Ведь с ними у нас больше различий. Да и их мозг не настолько богат нейронами и нейронными связями, как мозг того же шимпанзе-бонобо. Может ли собака СОЗНАТЕЛЬНО вспоминать что-то? Или их память совершенно скрыта и бессознательна?

А если собака может вспомнить что-то, когда ей понадобилось, то как нам, людям, про это узнать?

Вообще это самая сложная задача на данный момент. Не то «может или не может что-то конкретное животное». А как это понять и зафиксировать. Ведь собака не говорит, не заполняет опросники, не делится плодами своей рефлексии - если она у нее вообще есть.

Про автобиографическую память у собак

Подтверждения, что собаки могут произвольно – то есть, когда им нужно – что-то вспоминать, зафиксированы не раз.

Но все эксперименты касались семантической памяти, которая про факты и знания, оторванные от представления о себе. Например, куда именно владелец положил в этот раз игрушку или что слово «тряпка» обозначает именно желтый лоскут ткани, а не синюю тарелку.

Но недавно ученые придумали эксперимент для проверки автобиографической памяти собаки. И в этом ученым помогла методика научения собак “делай как я”.

Она заключается в обучении собаки повторять за человеком разные действия и движения. Это требует от собаки рассудочной деятельности, потому что не так-то просто соотнести движения особи другого вида со своими. А еще их нужно запомнить, чтобы правильно воспроизвести.

Для эксперимента 17 собак научили повторять за владельцем совершенно разные, в том числе полностью новые движения.

Следующим этапом владелец делал что-то, а собаке командовал «лежать», награждая за выполнение команды. Пока собаки не научились ложиться сразу после показа любого действия владельцем.

А потом владелец, показав какое-то действие, все-таки говорил собаке фразу-маркер «повтори», но не сразу, а через минуту или даже час после.

Ученые хотели убедиться - либо собака вспомнит, что последнее делал на их глазах владелец, либо нет. То есть повторит его действие или ляжет, чему ее раньше научили.

Ну что ж. Собаки вспоминали! И с довольно высокой вероятностью.

То есть они наглядно продемонстрировали, что могут вспомнить информацию о своем прошлом опыте, а не просто бессознательно усваивают этот опыт.

И это - важно! - вовсе не просто про “факты и сухую информацию” и не про эмоции и двигательные навыки. А про автобиографическую память.

Давайте теперь все вместе закатим глаза и скажем “вот все вам доказать нужно, а мы и так это знаем уже много лет, собаку сначала заведите, а потом исследуйте”?

Но, несмотря на веские доводы в поддержку наличия автобиографической памяти у собак, нельзя забывать, что эксплицитная память активно задействует кору больших полушарий. Разные особенности опыта и разные признаки, благодаря которым мы заучиваем отдельные факты, хранятся в разных зонах коры.

Скажем то, что вызревший сыр-пармезан на вид беловатый, на ощупь твердый, при резке ломается, обладает сильным специфический запахом и идеально сочетается с салатом «цезарь» — это не одно знание, а целый их набор.

Хотя нам может казаться, что помним мы все вместе. И нет, и да. Взаимодействие разных нейронов из разных частей нашего мозга дает нам такую цельную картину.

У собак кора больших полушарий развита намного меньше, чем у человека (примерно в 33 раза – 20 миллиардов против 600 миллионов). И не смотря на их доказанную способность «извлекать» воспоминания о себе и мире из памяти, у них просто нет достаточно сложно организованных «сетей» нервных клеток, чтобы усваивать и хранить сложные знания о себе, других и мире.

И в этом наша с ними огромная разница.

Например, чтобы мстить кому-то сознательно, нужно понимать, что тебе причинили вред, понимая последствия (то есть знали, что тебе важно, и «предали» твое доверие). Нужно понимать, чем можно наказать этого нехорошего человека (то есть что для него важно). Знать, как он скорее всего отреагирует (даже если раньше такого с ним не случалось). И так далее.

Такие мыслительные конструкции с сознательным извлечением воспоминаний о себе и другом – собаке просто недоступны в силу другого строения мозга.

Зато собаки уделывают нас в сфере различения запаха. Тут мы даже представить не можем, на что они способны, только позавидовать (уж это мы умеем очень хорошо, в отличие от собак). ?

...продолжение следует!


Источник: vk.com

Комментарии: