Расизм – это естественно

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Расизм… Красивая коробочка со страшным содержимым, которая ни раз открывалась человечеством. Причем с диаметрально противоположенными целями. Результаты, однако, всегда были одинаковыми – деградация и упадок культуры. Но оставим этот вопрос профессиональным историкам, а сами попробуем взглянуть на этот вопрос с точки зрения биологии. Так ли противоестественен расизм, или, быть может, это нормальная часть человеческой природы.

Прежде чем перейти непосредственно к обсуждаемой теме, стоит оговориться, что редакция паблика Биореактор осуждает расизм, а любые социальные и политические концепции, в основе которых он лежит, считает антинаучными. И второе – ни одна из биологических гипотез возникновения такого сложного социально-биологического явления, в настоящее время не считается окончательной. Таким образом, материал публикуется на правах дискуссионного.

Для начала обратим свой взор на животное царство. Там постоянно кто-то кого-то угнетает. Это вполне естественно, ещё дедушка Дарвин писал о межвидовой и внутривидовой борьбе. Но сможем ли мы там найти примеры бессмысленной неприязни к чужакам? В самой природе едва ли. Просто потому, что два вида, оказавшись в одной экологической нише, буду конкурировать за ресурс и рано или поздно один из них будет из этой ниши вытеснен (принцип Гаузе). Что-то подобное произойдет и с двумя популяциями одного вида, которые будут конкурировать за один ресурс. Особенно остро это можно наблюдать у территориальных животных, которые не терпят «чужаков» своего вида на своей территории, даже если они ничем не угрожают. Такое поведение вполне можно рассматривать как предпосылки (преадаптации, ага) к появлению расизма.

Эти поведенческие реакции имеют вполне логическое обоснование. Животные одной популяции, в той или иной степени, являются родственниками. Таким образом, выживание каждой особи данной популяции повышает вероятность выживания и размножения общих генов (теория «Эгоистичного гена»), т.е. любым ресурсом имеет смысл делиться только с родственником. В свою очередь, чужак является обладателем другого набора генов-конкурентов, соответственно необходимо приложить все усилия, чтобы ему никакие ресурсы не достались.

Можно сказать, что такой модус поведения является одним из механизмов видообразования. Однако, наблюдать или подтвердить существование расизма в лабораторных условиях исследователям не удалось. История про шимпанзе, владеющую языком жестов, которую разместили в вольере с мартышками, и которая сказала – «что за грязные обезьяны вместе со мной», вероятно, является апокрифом, источником для которого служит повесть братьев Стругацких «Сказка о тройке». Во всяком случае, реальных подтверждений этого эксперимента обнаружить не удалось.

И теперь мы переходим к человеку, у которого ксенофобия и расизм – чрезвычайно распространённые явления.

В настоящее время точно установлено, что все представители человечества принадлежат к одному виду – Homo sapiens sapiens, и все различия между ними являются не более чем локальной морфой. Тем более, что расовые признаки у человека представляют собой не дискретный, а градиентный признак, и, по сути дела, границы между расами – вопрос, скорее, конвенциональный.

Однако, любое морфологическое различие может стать основой для появления нового вида. К счастью, прогресс человеческой цивилизации идёт значительно быстрее эволюционных преобразований, и эпоха Великих географических открытий застала человечество именно в тот момент, когда отдельные расы имели все шансы стать отдельными видами, не хватило «каких-то» 1 – 2 млн лет.

Генетические барьеры межвидовой изоляции возникнуть не успели. А вот некоторые другие, пусть не такие глобальные, но не менее значимые, вполне смогли.

Первым в их числе является этологический. Ни для кого не секрет, что разные виды обладают разным ритуалом ухаживания и заботой о потомстве. Более того, даже фертильные гибриды близких видов часто оказываются не способны найти себе пару, поскольку не способны правильно совершить брачный ритуал (см. гибрид неразлучника Фишера с розовощёким неразлучником). Для предотвращения появления таких гибридов, в ходе эволюции мог появится и закрепится механизм отторжения к чужакам. Для большинства представителей разных рас ритуалы поведения представителей других рас кажутся, как минимум, странными и неприемлемыми. В частности, на это, как на предпосылку ксенофобии у человека, указывал крупный отечественный этолог В.Р. Дольник.

Справедливости ради стоит отметить существование феномена «симпатии к дальнему и чужому» - нейтральное или положительное отношение к представителям других популяций (или рас) в ситуации, когда их количество не превышает некую критическую величину. Объяснение этому феномену таково – в ситуации длительно существующей замкнутой популяции важной проблемой становится однообразие её генофонда, что может привести к вымиранию, даже при незначительных изменениях среды, так что любой представитель иного вида, пришедший со стороны, представляет собой «новую» кровь – источник новых генов, повышающих вероятность выживания популяции в целом. Такое поведение можно встретить и в некоторых человеческих культурах, т.н. гостеприимный гетеризм. Согласно этой традиции, пришелец должен был зачать ребёнка с представительницей аборигенного населения и оставить его после своего ухода. На заре человеческой цивилизации, гостеприимный гетеризм был распространён у многих народов, а у алеутов этот обычай сохранялся до середины XIX века.

Однако, при повышении числа чужаков, они начинают конкурировать с аборигенами за ресурсы и допускать такого развития событий не стоит.

Несмотря на то, что уровень генетического разнообразия не достиг предельных значений, разница в биохимических процессах у разных рас вполне ощутима. Так, у негроидов снижено количество фермента, участвующего в синтезе эндогенного оксида азота, что приводит к нарушению тонуса сосудистой стенки и развитию гипертонии. У монголоидов – снижено количество ферментов, участвующих в утилизации алкоголя. Список можно продолжать. Меж тем, одним из основных различий, на которое обращают представители одной расы по отношению к другой – это ощутимая разница в телесном запахе. Исследования показали, что люди уверенно отличают запах представителей своей расы от других. Реакция на этот запах тоже весьма стереотипна – негативизм и агрессия. Это - часть всего явления репродуктивной изоляции, и тоже может лежать в основе ксенофобии.

Последней гипотезой возникновения расизма является т.н. гипотеза «санитарного расизма» — это сложное социобиологическое явление связано с тем, что, как было сказано выше, замкнутая популяция обладает весьма ограниченным набором генетической изменчивости, и при столкновении с неизвестным инфекционным агентом рискует погибнуть. В свою очередь, любой пришелец может быть источником именно такого, неизвестного патогена. Исследователи, разделяющие эту точку зрения, указывают, что у автохтонных жителей регионов, где особенно распространены инфекционные и паразитные болезни, наиболее строгие правила в отношении пришельцев – их отселяют в отдельные, расположенные на окраине поселения дома, выделяют отдельную посуду и запрещают контактировать с ними жителям до истечения определённого срока. В случае, если абориген нарушит табу, он считается нечистым и тоже отдаляется от племени на период ритуальной нечистоты, или вовсе изгоняется.

Однако, санитарный расизм характерен не только для оседлых, но и для вполне кочевых народов, так, свидетельства этого явления можно найти не абы где, а в Книге Книг – Бибилии. Так, в 31 главе книги «Числа» можно найти такие стихи – «итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;

а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и всё, сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (стих 17 - 20).По одному из толкований такие бесчеловечные меры были связаны, именно с необходимостью предотвратить потенциальную передачу инфекционных агентов от жителей захваченного города – сынам Израиля.

В настоящее время нельзя однозначно сказать, какая из причин – этологическая изоляция, начинающаяся биохимическая или санитарная, является базой для ксенофобии у человека. Возможно, и даже вероятно, что все вместе. Также совершенно ясно, что расизм, как биологическое явления, служит одним из важных механизмов сохранения генетической целостности и стабильности популяции и, более того, одним из факторов видообразования. Однако, обязанность человека как существа, способного к разуму, отказаться от своих животных «привычек» и действовать, полагаясь на идеи гуманизма и пользуясь достижениями современной науки, потому что, как писал Фридрих Шиллер, в своей знаменитой «Оде» - «Все мы братья на Земле!».

Список использованной литературы:

1. Антропология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов / Авторы-составители: канд. Биол. Наук, доц. Л.Б. Рыбалов. Канд. Биол. Наук, доц. Т.Е, Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004

2. Бужилова А.П. Homo sapiens: история болезни / Ин-т археологии РАН. – М.: Языки славянской культуры, 2005

3. Бунак В.В., Неструх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. Краткий курс. / под ред. проф. В.В. Бунака – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА, 1941

4. Дерябин В.Е. Антропология: Курс лекций. – М.: Издательство Московского университета, 2009

5. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник – СПб.: Издательство Петроглиф М.: Издательство МЦНМО, 2013

6. Моррис Д. Голая обезьяна : [сборник] / Десмонд Моррис ; пер. с англ. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016

7. Моррис Д Наблюдая за человеком : Фунментальное исслдование ВСЕХ невербальных сигналов / Десмонд Моррис ; пер. с англ. Н. Караева. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2017

8. Неструх М.Ф. Происхождение человека / 2-е изд. Перераб. и доп. – М.:Наука, 1970

9. Панов Е.Н. Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2017

10. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология: Учебник для студентов ун-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1978

11. Хайр, Брайан. Выживает саный дружелюбный. Почему женщины выбирают добродушных мужчин, молодёж избегает агрессии и другие парадоксы, которые помогут узнать себя лучше / Брайан Хэйр, Ванесса Вудс ; [перевод с английского Е. Бирюзовой]. – М.: Эксмо, 2022

12. Хрисанфова Е.П., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1991

Текст:

Редактура:


Источник: vk.com

Комментарии: